Ситуация, в которой оказался один из крупнейших производителей региона, грозит обернуться дефицитом мясной продукции по всему югу России, - сообщает MoneyTime со ссылкой на Information Agency InterRight.
В последнее время, на страницах газет и журналов много пишут об импортозамещении и повышении эффективности сельского хозяйства, с экранов телевизоров показывают примеры успешного ведения подобного бизнеса. При грамотном управлении агропредприятие обещает удвоить, а то и утроить прибыль. В случае с волгоградским холдингом «Царь-продукт» речь идет как раз об эффективном ведении бизнеса.
Работая с 2003 года под девизом «от поля до прилавка», руководители компании наладили свое молочное и мясное производство, и заработали репутацию крупнейшего игрока этой отрасли в Южном федеральном округе. До сих пор волгоградский холдинг был если не бюджетообразующим, то одним из самых серьезных налогоплательщиков региона. Ежегодно «Царь-продукт» отчислял в казну около одного миллиарда рублей. При этом менеджерам холдинга удавалось играть по правилам, что в российских экономических реалиях, согласитесь, не всегда удается. У надзорных органов не было вопросов к предприятию: прозрачная бухгалтерия, хорошие экономические показатели и чистая кредитная история.
Руководство холдинга уверено, что бизнес с оборотом в 8,5 миллиардов рублей с отлаженной цепочкой от поля до прилавка является лакомым куском для кого-то. Вокруг компании происходят события напоминающие рейдерские захваты конца 90-х годов. Как и тогда все началось с немотивированного отказа банка реструктурировать кредит. Банк, ранее спокойно кредитовавший производство, вдруг потребовал немедленно погасить долги, и начал выкачивать оборотные средства со счетов холдинга.
«Пятая власть - это банковская система, которая самостоятельно может решить судьбу любого предприятия, - говорит директор компании «Царь-Продукт» Сергей Вашев, - мы готовы к диалогу со всеми, но в данном случае банки категорически отказываются и выводят наши оборотные средства и соответственно обращаются в судебные инстанции для того, чтобы обанкротить предприятие».
Эксперты сельскохозяйственной отрасли бьют тревогу: «Как можно банкротить успешно развивающееся предприятие?» Логика мясного и молочного бизнеса устроена таким образом, что реальные финансовые средства лежат в конце той самой цепочки «от поля до прилавка». И чтобы их получить необходимо сделать определенные вложения.
«Достаточно много приходит заявок, объемы велики, производственные мощности позволяют сделать все, что требуется рынку, но не хватает сырья», - сетует Ирина Пивторак, заместитель директора по мясоперерабатывающему производству. Если проводить аналогии, то банкиры пытаются остановить разогнавшийся гоночный болид. И, скорее всего, им это удастся, так как деньги - топливо для всех экономических процессов.
По словам менеджмента компании, если банки не прекратят «грабительскую» политику в отношении холдинга, то, в первую очередь, без средств к существованию останутся около трех тысяч сотрудников «Царь-продукта» и их семьи. В целом это около десяти тысяч человек. Кадровый поток с предприятия уженачался. «Люди уезжают в другие регионы по большей части в Москву, - говорит Элла Мустафаева- начальник службы качества, представитель профкома, - мы теряем ценных работников». Пока еще руководство пытается держать удар с улыбкой: все подразделения работают; техника выходит на поля; с конвейера на прилавок поступают натуральные молоко, кефир, ряженка. Но, если ситуация будет развиваться и дальше так, как это происходит, кроме того, что будет утрачено уникальное производство, под нож пойдут более двух тысяч голов высокопродуктивной гольштинской породы.
Три тысячи безработных - проблема регионального масштаба. Но волгоградские власти не в силах что-либо предпринять, чтобы спасти компанию, потому что холдинг кредитуется не у местных банков. Повлиять на кредитные организации могут только власти федеральные. А пока «Царь-продукт» пытается самостоятельно выйти из положения, делает все возможное, чтобы договорится с банками. Но проблемы холдинга уже отражаются на потребителе. В фирменных точках ощущается нехватка продукции. Местные жители жалуются на недостаток мясных, колбасных и кондитерских изделий, которые уже завоевали репутацию натурального здорового продукта.