Примерное время чтения: 13 минут
396

Краски, живущие сами по себе. Мастер-класс, помогающий заглянуть в себя

Дарья Крайнова / АиФ

Рисунок по «руслам»

В оренбургских краях художница Виталия Кожевникова вовсе не гостья. Выпускница Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина долгое время прожила в Оренбурге с родителями, окончила местный  художественный колледж.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

В Оренбург Виталия вернулась на время отпуска и решила провести для детей и взрослых несколько разных мастер-классов. На первом, утреннем, каждый желающий смог понять принцип работы рисования по сырому, иначе говоря, рисованием в технике A laPrima. Второе занятие было организовано для пар - взрослые и дети. На этом мастер-классе родители и чада могли развить художественно-творческую активность, чувство композиции и воображение. И, наконец, последнее, завершающее занятие было предусмотрено только для детей. Его главной задачей являлось развитие  у ребенка творческого воображения.

На английскую акварель пришло три человека, включая и меня. В отличие от Маргариты и  Натальи, я была полным «нулем» в рисовании. Предыдущие попытки освоить мир изобразительного искусства по разным причинам сходили «на нет».  В этот же раз мне все-таки удалось изобразить что-то похожее на рисунок.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

Итак, техника A laPrima. Как рассказала нам Виталия в начале мастер-класса, принцип такого вида рисования акварелью очень прост – сначала щедро мажешь лист водой (представляя будущую форму рисунка), а затем уже пускаешь краски по этим «руслам».  В результате получается легкая картина без четких краев и границ.

«-Этим мастер-классом я хочу показать, как краска живет сама по себе», - пояснила художница.

Тест на талант

Но для начала всем присутствующим было предложено пройти тест, который помог нам узнать кое-что о себе, как, не побоюсь этого громкого слова, художниках. Для начала нам предложили нарисовать круг и закрасить его красками. Затем Виталия попросила начертить небольшую горизонтальную и, перпендикулярную ей линии. Потом дала задание изобразить самую обычную турку, в которой мы обычно варим кофе.

«-И, наконец, последнее задание, которое считается самым сложным, особенно для малышей, - нарисуйте мне что-нибудь», - попросила Кожевникова.

Как ни странно, это «что-нибудь» моментально пришло в головы учащимся. Каждому свое. Так на наших листах появился велосипед, цветок и раскрытая книга.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

По окончании тестирования художница разъяснила принцип его работы. Рисовать или закрашивать – как оказалось, в том, что человеку больше нравится делать, тоже есть свой смысл. Есть художники, которым нравится больше рисовать. Для них рисунок простым карандашом кажется законченным и самостоятельным и без дополнительных цветов. А есть те, кому для полного удовлетворения не хватает именно красок. Таких людей увлекает сам процесс отображения того, каких именно оттенков должен быть тот или иной предмет. Изображение линий помогло нам понять, как на самом деле наши глаза искажают реальность. Одна из начерченных линий у всех оказалась длиннее.

«-Этот же принцип искажения срабатывает и при рисовании любых предметов. Именно поэтому художники, рисуя фигуру, зачастую увеличивают ей голову и удлиняют конечности. При близком рассмотрении, кажется, что голова слишком большая для этого тела, но когда отдаляешься от рисунка, то понимаешь, что как раз-то все так быть и должно», - пояснила Виталия.

С рисованием турки все оказалось куда намного интереснее. И, признаюсь честно, лично я своими бы мозгами до этого никогда не дошла б. Рисуя предмет, из которого должен наливаться кофе, мы все не учли ни расположения ручки, ни наличие «носика». Отлей мастер турку по нашим «эскизам» из нее не то, что налить -  сварить бы кофе было невозможным. Без логики художнику, все-таки, никуда.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

Виталия также расшифровала нам и наши «что-нибудь». Такой тест дает понять как художнику, так и его учителю, как у первого обстоят дела с фантазией. Зачастую у многих людей именно на последней части теста лист остается чистым.  Задание нарисовать что-нибудь не конкретное  сбивает с толку.

Перед тем, как приступить к самому главному, художница попросила нас рассказать о себе. Маргарита, журналист по профессии, увлеклась рисованием некоторое время назад. Заниматься им профессионально она не собиралась. Мастер-классы и студии женщина посещает для саморазвития. Врач Наталья пришла сюда для повышения своего начального художественного  уровня.  Ее собственные дети предлагают ей рисовать портреты с фотографий в стиле фэнтази. А пока она и ее подруга ходят вместе в студии и мечтают о том, что в старости организуют выставку своих картин.

После знакомства мы перешли к самому интересному – рисованию «в один присест» - еще так называют эту технику. И вот тут-то до меня дошло то, благодаря чему в конце занятия Виталия сказала, что мне больше подходит графика.

Перед нами на мольбертах были представлены фотографии разных цветов: розы, тюльпаны, ирисы, анютины глазки… Щедро намазюкав лист водой, как нас тому учили, начинаем «запускать» краски. Первоначально кажется, что все ужасно, ничего не понятно и как из этого может получиться вот этот тюльпан или этот прекрасный ирис? Но цветные ручейки бегут, кляксы расползаются и, вот, пару мазков кистью и будущий цветок приобретает свои очертания.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

«Самовольство» цвета

Пока мы рисуем, Виталия рассказывает о жизни в культурной столице и своих учениках.  К каждому из них художница имеет свой подход.

«-Дошколят бесполезно учить основам. Надо развивать их творческий потенциал, творческое мышление. Среди детей встречаются такие, в ком горит огонь. Они не спрашивают, можно ли им взять ту или иную краску и закрасить вот здесь. У них нет страха перед красками», - говорит Кожевникова.

По словам художницы, преподаватели петербургских институтов искусств больше любят именно провинциальных студентов. Местных жителей, пожелавших связать свою жизнь с изобразительным искусством, отличает некая лень. Возможно, это есть отпечаток жизни в культурной столице. Студенты из других городов более старательны, упорны, в них есть жажда и стремление добиться высот, работать до умопомрачения.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

Жить в Санкт-Петербурге для многих современных молодых людей – «голубая» мечта.  Город на Неве кажется им не похожим на их родной, что там их ждут сотни возможностей и все дороги открыты. Однако на деле оказывается все намного сложнее. И первое, с чем сталкивается большинство приезжих – это поиски квартиры и работы. Хорошо, когда повезло и, ты заранее обо всем позаботился. Или когда есть друзья, которые помогут обустроиться на первое время.  Но недели идут за неделями, а человек, перебравшийся в Петербург, только и делает, что работает и подрабатывает, чтобы оплатить квартиру, а не ходит по музеям и фонтанам, уминая мягкие булки с кофе, как ему когда-то мечталось.

«-Обижает, когда люди переезжают в Петербург и продолжают жить, как жили в другом городе. Не хотят развиваться и повышать свой культурный уровень», - сетует Виталия.

Сама Кожевникова живет в Санкт-Петербурге уже 15 лет. Дочь бузулукского художника Виктора Кожевникова, она исполнила мечту отца, не только пойдя по его стопам, но и окончив академию искусств имени Репина.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

На вопрос, если у нее любимые художники или идеалы, к которым она стремится, Виталия отвечает так: «-У меня нет стремления  к чему-то конкретному. Мне нравятся работы иллюстраторов, например, братьев Траугот и академика Алексея Федоровича Пахомова».

В процессе обучения и беседы мы, посетители мастер-класса, смогли узнать что-то о себе с точки зрения психологии. Например, для меня «самовольство» красок, текущих, куда они захотят, оказалось невыносимым.  По мнению Виталии, мне больше подходит графика, там, где есть линии и границы, где краски не живут сами по себе.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

Посетив уроки Виталии, великим художником, конечно, я не стала. Более того, когда шедевр был закончен, мне дико хотелось его скомкать, чего сделать не разрешили. Но сделать этого преподаватель не разрешила. Она пояснила, что свои рисунки надо хранить, даже если они нам не нравятся. Через время они станут нам нравиться еще меньше, но благодаря ним мы увидим, как растем в своем мастерстве.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

Кстати, употребив слово шедевр в отношении своей мазни без кавычек, я нисколько не преувеличила. Ведь шедевром в средние века называли лучшую работу подмастерья, которая становилась для него «пропуском» в цех. После этого ремесленник мог открыть свою мастерскую и называться мастером. В России система цехов с предъявлением одобренного образца работы – шедевра просуществовала вплоть  до 1900 года.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

В заключении  стоит отметить, что рисование в технике A laPrima является хорошим способом для расслабления и успокоения. Наблюдать, как краски растекаются, смешиваются и сами творят рисунок довольно приятно. Кроме того, ты сам понимаешь, что как бы они не смешались – рисунок испортить будет невозможно. Посещение таких мастер-классов, на мой взгляд, будет полезным для каждого. Главное, чтобы наш город почаще посещали люди, готовые обучить нас чему-то новому.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

ОПРОС

Нужно ли создать в Оренбурге стационарный зоопарк с дикими животными?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах