(обновлено )
Примерное время чтения: 7 минут
182

Почтальон с дробовиком. Как доставляли посылки более 200 лет назад

Здание главпочтамта Оренбуржья на улице Кирова.
Здание главпочтамта Оренбуржья на улице Кирова. Объединенный государственный архив Оренбургской области

2 февраля (22 января по старому стилю) Оренбургской почте исполняется 273 года. В 1752 году Сенат издал Указ об ее открытии. О том, какой была почта сотни лет назад, рассказывают документы, сохранившиеся в Объединённом госархиве Оренбургской области.

По просьбе фабрикантов

На протяжении первых 16 лет от основания Оренбурга письмо или посылку можно было передать только через курьеров. Безусловно, позволить себе это могли только члены правительства, высокопоставленные чиновники и аристократия.

Между тем, город и губерния развивались, и первыми испытали необходимость учреждения почтовой связи фабриканты. 17 марта 1750 года в Оренбургской губернской канцелярии заслушали доклад Ивана Полуярославцева, Андрея Евреинова и Василия Макарова, которые жаловались на неудобство почтовой связи через нарочных. В тот же день Оренбургская губернская канцелярия решает без разрешения высшего российского правительственного органа открыть почту в губернском центе и установить почтовое сообщение.

Спустя два года 22 января, а по новому стилю 2 февраля Сенат издал указ об открытии Оренбургской почты: «В Оренбурге стал быть торг немалый, и мены с азиатскими народами на товары и на скот немалые... В пользу торгующих в Оренбурге российских купцов к пересылке их писем не только до Москвы и до Санкт-Петербурга, но и до других российских городов и оттоль до Оренбурга, особливое учреждение рассуждается учинить весьма потребно». Фактически почта открылась в марте.

Фото: Объединенный государственный архив Оренбургской области

В 1786 году здание почты сильно пострадало от пожара. После этого Московский почтамт направил оренбургскому военному губернатору обращение с требованием укрепить здание камнем.

Сообщение с центром осуществлялось через Казань. Почтовый тракт шёл по так называемой Большой Московской дороге, проложенной в 1743 году вдоль старинной дороги из Казани в казахскую степь и далее в пределы Средней Азии. Фрагменты дороги, мощённой камнем, в Шарлыкском и Абдулинском районах сохранились и до нашего времени.

Общая протяжённость почтового тракта из Оренбурга до Казани исчислялась в 521 версту, из которых 338 вёрст проходили по территории Оренбургской губернии. Для почтовых отправлений были изготовлены специальные кожаные чемоданы, поэтому татары, возившие почту, долгое время официально именовались «чемоданными татарами».

Одними из первых почтовые учреждения открылись в Илецкой защите (в 1828 году), на станциях Шарлыкской, Тугустемировской и Сакмарской. Уже к 1842 году действовали Чернореченская, Татищева. В 1845 году в Оренбуржье было 114 станций. Тогда почту доставляли на лошадях. На станциях после длительного пути меняли лошадей, и почтари обменивались почтой. На всю область держали 591 пару скакунов. Первоначально лёгкую корреспонденцию посылали через Симбирск, а тюки и посылки - через Казань.

Вольные почты

На почтовых станциях были организованы специальные здания и дворы, где можно было отдохнуть после долгого пути. Содержание этих объектов обходилось дорого. Как итог расходы превышали доходы. Поэтому почтовое управление доплачивало тем, кто содержал почтовые станции. Это и стало причиной появления вольных почт, о создании которых распорядился Николай I в конце 1831 года.

Согласно его указу, вольные почты создавались по всем почтовым дорогам (кроме столичных) за счёт казны и земских повинностей. Желающие содержать станцию должны были обеспечить её достаточным количеством лошадей и повозок, чтобы не задерживать почту при смене экипажа. Взамен они получали право монопольно перевозить пассажиров на вольных почтах.

Сотрудники Государственного архива Оренбургской области отмечают, что значительный вклад в развитие почтовой службы в Оренбургском крае внёс военный губернатор Василий Перовский. Он организовал экстрапочту — срочную почту — между Санкт-Петербургом и Оренбургом. По этой линии отправлялась только лёгкая корреспонденция: казённые пакеты, частные письма, документы, деньги в ассигнациях, золотые и серебряные монеты, ценные вещи.

В 1838 году в Оренбург экстрапочта еженедельно доставлялась из Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода, Казани и Симбирска. В середине XIX века продолжает расти и шириться Оренбург. Освободившись от крепостных валов и стен, пограничный город сливается со слободами. Казанский почтовый тракт постепенно теряет свое значение, а построенные железные дороги Оренбург-Самара, Оренбург-Симбирск расширяют экономические границы города и, соответственно, почтовый оборот.

Для еженедельной почты сначала хотели привлечь вольных возчиков, но желающих не нашлось. Тогда обязанность возложили на кордонную стражу, которой платили по полторы копейки серебром за версту.

Именно Василий Перовский ввёл налог. С каждого человека мужского пола собиралось по 80 копеек в год на содержание почтовых лошадей.

«Грамотных и здоровых»

Неудивительно, что в России, особенно в её отдалённых регионах, таких как Оренбургская область, не прижились вольные почты, а вольные возчики отказывались перевозить почту.

Вспомните, как в «Капитанской дочке» описывается метель. И в наше время погода не стала более благоприятной, а люди не стали более подготовленными. Что уж говорить о XVIII и XIX веках?

Доставка почты была сложной задачей. Из-за сильных буранов и заносов на дорогах почтовые повозки могли простаивать в степи сутками. Поэтому почта прибывала не по расписанию и иногда задерживалась в пути более пяти суток. Кроме того, существовала угроза кражи и нападения со стороны воров и разбойников.

По обращению войскового почтмейстера к оренбургскому и самарскому генерал-губернатору в 1862 году было принято решение конвоировать почту в случае опасности. Также почтальону при необходимости выдавали оружие. Это мог быть пистолет или дробовик, что было серьёзнее, чем современные газовые баллончики у женщин-почтальонов, защищающих бабушкину пенсию.

В сумке посыльного, помимо кипы корреспонденции, лежал выданный кошелёк для денег, ножницы и химический карандаш, а также маршрутный листок, в котором указывалось время выхода из учреждения, пункты обхода, время прибытия в эти пункты. В каждом пункте заранее знали, в какое время ожидать посыльного.

В первой половине XIX века в почтальоны и другие низшие почтовые должности разрешили принимать крещёных евреев. Первый чин присваивался только через шесть лет службы. Инструкция на почте гласила: принимаем людей грамотных и здоровых.

Фото: Объединенный государственный архив Оренбургской области

 

После установления советской власти весной 1919 года в Оренбурге, в Губернском Оренбургском Почтово-Телеграфном Управлении решался вопрос о переносе почтово-телеграфной станции в новое помещении. Здание, занимаемое почтой, телеграфом и телефоном, было «совершенно непригодно вследствие его ветхости и тесности». Комиссия, исследовавшая здание, вынесла следующее постановление: «просить высшую власть об отпуске Управлению конторы необходимой суммы для перехода в дом Хусаинова и его приспособления под почтово-телеграфную контору. Жилищный отдел просит в течение пяти дней немедленно очистить дом Хусаинова от всех жильцов и постояльцев, так как переход почтово-телеграфной конторы в дом Хусаинова не терпит отлагательства».

Как свидетельствуют архивные материалы, далее последовали работы, связанные с переносом станции из старого помещения в новое и переустройством Оренбургской телефонной сети на двухпроводную систему.

В этом здании почтово-телеграфная контора размещалась до 1922 года, затем была переведена в трехэтажный дом купца Смочилина по улице Гостинодворской, 18 (ныне - улица Кирова). На первом этаже разместилась почта, на втором - телеграф, на третьем - телефонная станция и другие организации связи.

Как мы видим, доставка почты всегда была сложной и опасной задачей — как в наше время, так и 150 лет назад. Но благодаря настойчивости высших чиновников и самих почтальонов она продолжала существовать и развиваться, служа как государству, так и обычным людям.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах