26 августа в выставочном зале Оренбургского областного музея изобразительных искусств открылась выставка живописных и фоторабот Сергея Жданова. «Шаги по степи», а именно так называется выставка, знакомили посетителей с таким оренбургским краем, каким его видит фотограф и художник. По степи Сергея Жданова прогулялась и корреспондент АиФ в Оренбурге.
От фотоаппарата – к кистям и краскам
Перед началом выставки для ее посетителей и журналистов прошла небольшая пресс-конференция, на которой Сергей Иванович в очередной раз признался оренбургским степям в любви и поделился, почему так пленен селом Аксаково Бугурусланского района.
Эта выставка работ Жданова посвящена 225-летнему юбилею великого русского писателя-натуралиста Сергея Аксакова, чья жизнь и творчество тесно связаны с Оренбургским краем, а именно с родовым селом в Бугурусланском районе.
Фотографией Сергей Иванович занимается вот уже 11 лет. К фотоаппарату его привела газета «Комсомольская правда», а конкретно - статьи и иллюстрации Василия Пескова. А вот любовь к оренбургскому краю в фотографе развивал Сергей Тимофеевич.
«Аксаков так рассказывал о красоте степи, что у меня появилось желание пойти по его стопам. Читая «Детские годы Багрова-внука», я понял, что то, что описывал писатель нужно возрождать», - делится воспоминаниями фотограф-анималист.
В «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» Аксаков писал: «Со временем не останется лоскута нераспаханной степи в Оренбургской губернии. Вопреки землемерским планам и межевым книгам, все ее земли удобны, все должны быть населены, и все, написанное мною о степных местах этого чудного края, сделается преданием, рассказом старины».
Среди фоторабот были представлены и такие, которые лучше всего описываются современным словом «мимимишные». Обнимающиеся суслики, огромные совиные глаза, смотрящие в камеру, тушканчик в «полете» и пернатые хищники – обитатели степей, милующиеся в своих гнездах… Ничего не скажешь – кадры уникальны и удачно пойманы. Про свое увлечение Сергей Иванович сказал так: «Когда нет слов любви, есть фотография, зеркальное тепло моей души».
Что заставило взяться фотографа-анималиста за кисти, Жданов тоже пояснил – с помощью фото он не сможет показать больше, чем ему может показать природа. А вот живопись – это совершенно другое дело. Сначала добрый друг Сергея Ивановича, известный оренбургский фотограф Владимир Соколов, помог ему с выбором фотоаппарата. Затем многолетняя дружба с художниками Юрием Рысухиным, Александром Овчинниковым, Георгием Чеботниковым и другими помогли Жданову исполнить давнюю мечту - работать с красками. Многие из его картин пропитаны не только духом христианства, но и образами из языческих преданий Древней Руси. Например, рядом с одной из картин была размещена табличка с текстом из Святого Писания, а рядом с диптихом «Карачун и Каляды» - справка о славянском празднике. Также к некоторым фотоработам прилагались и цитаты их стихотворений, которые Сергей Иванович написал сам.
На одной из своих картин художник воплотил сразу несколько идей и смыслов, связанных с Оренбуржьем. Вот стоит скрипач. По признанию Жданова, именно скрипичной музыкой звучит степь. А рядом с музыкантом - Емельян Пугачев. Его вырванное сердце держит в своих лапах черный ворон. Этот образ связан с последними словами умирающего Пугачева. Перед смертью один из самых известных разбойников, самозванцев и бунтовщиков без конца повторял «Я – ворон, я – ворон». Что значили эти слова, так и осталось тайной.
Степь начинается с Аксаково
Выступая перед посетителями выставки, Сергей Жданов постоянно делал отсылки к произведениям любимого писателя Сергея Тимофеевича и к родовому селу его семьи – Аксаково. По словам фотохудожника, любовь к степи начинается именно с этого места.
«Знаете, в Китае рядом со стеной стоит камень, а на нем высечено изречение «Кто был на китайской стене - тот молодец». Так вот я хочу сказать, кто ни разу в жизни не был в Аксаково – тот большой не молодец!», - заверил собравшихся фотограф.
Самого Аксакова Жданов считает одним из великих русских писателей и отмечает его пророческий дар. Дар этот проявился, например, в самом знаменитом произведении Сергея Тимофеевича – сказке «Аленький цветочек». Фотохудожник обратился к посетителям с вопросом – помнят ли они, как Девица общалась с Чудовищем, когда ее испугал его грозный голос?
«За двести с лишним лет Аксаков предсказал появление смс и наших с вами телефонов. После того как Чудовище испугало девушку, оно стало общаться с ней с помощью белой мраморной стены, на которой появлялись и исчезали алые слова. «Прочитала она словеса огненные, и пропали они со стены белой мраморной, как будто их никогда не бывало там», - процитировал художник.
В русской сказке, в отличие от зарубежных аналогов, фокус с превращением Чудовища в человека не прошел бы от простого «я тебя люблю». Это особенно отметил Жданов в своей беседе с гостями. Для того чтобы чудище лесное превратилось в прекрасного царевича, девице понадобилось сказать «Ты встань, пробудись, мой сердечный Друг, я люблю тебя как жениха желанного!..», где вся магия заключалась в слове «желанного». Именно эту фразу гости стали предлагать помещать в каждом ЗАГСе страны.
О семье Аксаковых и их связи с Оренбургским краем Сергей Жданов рассказывал много. Для него писатель не просто «один из», а творец, подтолкнувший его к, можно сказать, делу жизни. Благодаря фотоработам, люди, посетившие выставку, смогли увидеть знакомую степь по-новому. Одно из центральных мест в экспозиции занимают две фотографии и одна авторская картина, на которых изображен советский журналист, писатель, анималист, фотокорреспондент Василий Песков. Его, как уже упоминалось выше, автор представленных экспонатов считает своим вторым идейным вдохновителем. Кстати, Василия Михайловича с ведром и удочкой Жданов запечатлел на том же месте, где рыбачил сам Аксаков.
Выставка «Шаги по степи» стала сообразным итогом последних нескольких лет, который фотограф и художник Жданов подвел в преддверии выхода третьей книги из серии «Записки фотоохотника». Однако глядя на энергию, которая так и бьет ключом из этого человека, понимаешь, что впереди оренбуржцев ждет еще не одна выставка.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть