23 апреля в Оренбурге в здании храма римско-католической церкви состоялся концерт органной музыки «Блеск Франции», который стал третьим в сезоне. Каждый вечер органной музыки был посвящен определенной исторической и музыкальной эпохе: от роматнизма до готики и барокко. Трилогия приурочена к главному христианскому празднику – Пасхе и, поэтому все премьеры «Музыка Германии», «Эпоха романтизма в Германии» и «Блеск Франции» исполнялись в пасхальную неделю. Воскресный концерт – заключительный.
За инструментом воссоздавала атмосферу вечера Франции профессиональная органистка, уроженка Оренбурга Елена Привалова-Эпштейн. Елена - одна из наиболее успешных музыкантов молодого поколения, концертирующая в России и Латвии.
Орган слышен везде
Концерт должен был начаться в семь часов вечера, но некоторые слушатели появились на пороге храма гораздо раньше.
Когда оказываешься внутри храма, первым делом бросаются в глаза аркообразные окна в готическом стиле с цветными витражами и вличественные люстры на плоском потолочном своде. Сама по себе церковь очень небольшая, но благодаря белизне и минимализму внутреннего убранства, кажется вполне вместительной и даже просторной. Икон здесь практически нет, несколько изображений святых на входе, два ряда деревянных лавочек и престол с аналоем. Служители церкви приветливы со всеми, кто сюда заглянул.
Незадолго до начала концерта священник устанавливает рядом с лавочками раскладные табуреты. Сначала не совсем ясно: зачем дополнительные сиденья. Однако, чем меньше времени оставалось до семи часов, тем теснее становилось внутри костела. Вот уже и не осталось свободных лавок, заняты и принесенные табуреты. Среди пришедших оказалось много молодых людей. Концертная публика не ограничилась прихожанами храма, многие пришли в католический храм впервые. Один молодой человек сказал, державшей его за руку девушке: «Как странно, все без платков». «Католическая церковь», – робко пояснила она.
Некоторые слушатели стали подниматься наверх, на хоры (балкон, где обычно размещается церковный хор). Орган, который стоит там, вовсе не так устрашающе величественен, как его «классические» собратья. Оренбургский инструмент электронный: звук нажатия клавиши записан, но, по словам исполнительницы, звучание практически не отличается от оригинала. Вход в «верхнюю ложу» свободен для всех. Лестница, ведущая туда, крутая, витиеватая, в барочном стиле. Площадка наверху тоже, вскоре, наполнилась людьми, кто– то стоял, облокотившись на деревянные колонны, другие сидели по обе стороны от органа. Пожилой мужчина с внимание смотрел на инструмент, за которым уже сидела, что–то повторяя, органистка. Это отец Елены. Он не пропускает нечастые ее оренбургские концерты.
Скамьи в храме установлены так, что сидящие смотрели в противоположную от органа сторону, туда, где обычно читаются проповеди. Перед концертом священник заметил: «Слышно орган одинаково в любом месте». Исполнительница просила публику не аплодировать между частями произведений, чтобы не нарушать гармонии.
Голос неба
Орган начинает свой музыкальный монолог. Кажется, что звук обрушивается лавиной, ударяясь о стены костела и эхом отдаваясь где-то вдалеке, но со временем слух привыкает к громким и, порой, резким переходам от минора к мажору. На органе играют не только руками, но и ногами. Одно только то, как органистка ловко нажимает ногами на меха, и с удивительной скоростью и умением перескакивает пальцами рук с одной клавиши на другую – удивительное зрелище. Музыка то тревожно грозная, то вдруг романтично задумчивая, а то и вовсе начинающая походить ритмом на марш. Органную музыку невозможно спутать ни с какой другой ,это всегда нарочито низкие ноты и готическая задумчивая грусть.
Кажется, что инструмент действительно оживает, наполняя костел своим загадочным, будто из другого мира, звучанием. Сама исполнительница тоже будто находится в какой – то мистической власти органа.
Концерт прошел буквально на одном дыхании. Зрители сидели как завороженные. Что же чувствовала сама исполнительница находясь за органом?
Бах и Мендельсон в любом состоянии.
На вопрос о том, как прошел концерт Елена слегка пожимает плечами:
«Музыканты всегда, наверное, недовольны своим выступлением, всегда хочется более эталонного исполнения. Эта программа очень сложная для исполнения. Французская музыка должна звучать на больших органах – симфонических. Если еще эпоху барокко и немецкого романтизма можно играть без особого размаха, то здесь хочется немного большего, особенно в тех произведениях, которые я выбрала. Но все же думаю, что оренбургской публике было интересно познакомиться и со сложными произведениями», - улыбается Елена.
Исполнительница про волнение ничего не говорит, а только признается, что, сказывается накопившаяся усталость.
«На этом органе необходимо делать регистровки к каждому концерту: приходится приходить рано, что бы это все подготовить, на это уходят часы,–поясняет музыкант. – Вот это утомительно, потому что три дня не было возможности отдохнуть. Я и предыдущие свои концерты здесь заканчивала музыкой Франции. И теперь я поняла, что музыкой Франции нужно начинать. Это одна из самых сложных программ, ее нужно играть на первом дыхании. А эпоха барокко мне ближе по нутру, Бах – мой самый любимый композитор. Бах и Мендельсон у меня получаются, скажем так, в любом состоянии».
Елена признается, если играет Баха – отвлечь от процесса не может ничто и никто, и даже неугомонные слушатели, которые и в этот раз, своим хождением перед органом становились зрительной помехой.
«Когда я играла, зрение на них падало и это сильно мешало. Потому что играешь по нотам, руки–ноги задействованы, и если, не дай Бог, кто–то начинает ходить, меня это выталкивает из музыкального процесса. Но, в любом случае, музыка Франции - это достойное завершение моих гастролей,– резюмирует Елена.
Столетний орган
Елена рассказывает, что сейчас живет в Риге, воспитывает годовалого сына и поэтому дает концерты в основном там. В Оренбурге у Елены родители. Она признается: «Такое счастье всегда сюда возвращаться. Приехать к родителям и в тоже время приобщиться к прекрасному - приятное с приятным совместить. Здесь очень хороший инструмент и прекрасная акустика в зале. Один–два раза в год мне удается приехать».
Концерты в Оренбурге, по словам Елены, начали проводиться в 2013–2014 году, когда в городе появился орган. Сейчас они случаются даже чаще, пару раз в год.
«Здесь орган универсальный, в нем есть темпы и барочных органов и романтических и симфонических, можно играть музыку абсолютно всех периодов», –рассказывает органистка.
Инструмент в Оренбурге электронный, но в Риге Елена играет почти всегда на «живых», то есть настоящих органах .В числе инструментов, с которыми ей доводится работать, есть старинные экземпляры.
«Есть органы, которым больше ста лет: в соборе и в церкви св.П авла в Латвии. Это настоящие, огромные инструменты, которые здесь бы просто не поместились, они рассчитаны на тысячную аудиторию. Есть и камерные, небольшие. Там же, в Латвии, сохранился орган, который построили, когда Иогану Себастьяну Баху было 15 лет в 1700 году», - делится Елена.
Исполнительница считает, что музыка может воздействовать на человека подобно молитве.
«Неслучайно орган стал церковным инструментом в средние века. Орган, мне кажется, как глас Бога, – объясняет она.– Особенно тихая, проникновенная музыка способствует очищению человека».
До глубины души
Корреспонденту «АиФ Оренбург» удалось узнать мнения слушателей концерта.
«Я здесь не в первый раз. Вообще люблю органную музыку, ее мелодичность, хоральность. Впечатления прекрасные. Я и на предыдущем концерте была. Но сегодня еще симфоническая музыка звучала, вчера больше пасторальная. Прекрасные впечатления, девочка молодец, я ее послушала и вот второй раз пришла», - делится пожилая Людмила Александровна.
«Я впервые слушаю такую музыку, и по жанру, и вообще в этом месте. Сначала мне показалось, что она звучит достаточно резко, а потом, когда уже прислушалась, стала понимать, что до глубины души доходит. Начинаешь чувствовать ее не только слухом, но даже пальцами, дрожь какая-то пробирает. Ели будет возможность, думаю, приду еще раз» - рассказала школьница Юлия.
Две подруги не скрывают свое восхищение:
«Очень хорошие впечатления! Высокое мастерство. Не первый раз слушаю. Из тех, кто здесь выступал, она - самая лучшая»,– признается Тамара Александровна.
«Елена - очень высокий мастер, профессионал. Мы всегда ходим, когда она приезжает. Тем более, что она наша, местная, это очень приятно», – дополняет Наталья Анатольевна.
Этот концерт симфонической органной музыки наверняка останется в памяти каждого, кто на нем побывал. А оренбургский орган еще не раз оживит Елена Привалова–Эпштейн.