Весь город – за день
«Вот здесь и остановимся, по-моему, хорошо», - около лавочки на Советской Саша расчехляет скрипку, берет смычок и потихоньку начинает брать ноты. «Настраивается», - шепотом комментирует его друг Никита.
Александр Якубов родом из Ростова-на-Дону, поездка в Оренбург была запланирована заранее в рамках «уличного турне». Почти 2 года Саша колесит по разным уголкам России и Украины. Побывал в Одессе, Киеве, Феодосии, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Чебоксарах. К такому образу жизни парня пристрастил друг Даниил Зайцев, виолончелист.
«Первый раз мы вышли на улицу, когда нужно было купить новый смычок, а у нас не было денег. Поначалу, в студенческие годы, нами двигало исключительно желание заработать. И только спустя какое-то время я понял, что игра на улицах – это еще много чего!», - рассказывает ростовский скрипач.
Прелесть игры на улице заключается в полной свободе: можно играть что угодно и где угодно. Предварительно музыканты смотрят в Интернете, есть ли в городе пешеходная улица, где игре на инструментах не будет мешать автомобильный шум.
«Одного дня достаточно для знакомства с городом и мы изобрели такую схему: утром приезжаешь в город, играешь, осматриваешься, а вечером берешь билет на поезд, чтобы не ночевать в гостинице. Это так удивительно: засыпаешь в одном городе, а просыпаешься уже в другом», - увлеченно рассказывает Александр.
Путешествия со скрипкой имеют не только коммерческую подоплеку, но и практическую.
«У музыкантов есть такая присказка: если ты один день не позанимаешься, ты потеряешь два дня – сегодняшний и вчерашний. Поэтому очень важно постоянно поддерживать свои умения», - объясняет Саша.
Цена горячего кофе
Сейчас Саше 25 лет, официально он не работает, признается, что у профессионального музыканта не так много вариантов трудоустройства: либо преподавательская стезя, либо игра в оркестре. Как дополнительный заработок – игра для частных клиентов, на мероприятиях.
«Я занимаюсь как раз игрой на корпоративах, это приносит доход. Ведь не секрет, что учитель музыки или скрипач филармонии получают гроши. Хотя сейчас в некоторых городах начинается движение, в Перми, Уфе, Казани улучшается ситуация с заработными платами музыкантам», - рассказывает Саша между мелодиями.
Начинает накрапывать дождь, Саша прекращает играть, убирает скрипку и зовет погреться в кафе.
«Я не сахарный, не размокну, а вот скрипка – изящный инструмент из дерева, может рассохнуться. Обычно у музыканта несколько инструментов, уличный – более дешевый, более плотный, без трещинок. Но в эту поездку я взял академическую скрипку», - жмет плечами парень.
К слову, только дождь является препятствием на пути уличного музыканта. В ветер и мороз играть можно, тут все зависит только от выдержки играющего.
«Как-то в 20-градусный морозе играл почти 40 минут, после этого зашел в переход, купил дешевый горячий кофе за 15 рублей, и стало хорошо! Ценности меняются, когда существуешь в экстремальных условиях», - улыбается музыкант.
Саша говорит, что ему бывает обидно, когда прохожие про уличных музыкантов говорят: «Лучше бы на стройку пошел работать!». Кстати, Саша иногда помогает другу-строителю, это его второе хобби после музыки.
«Делаем кровли на домах, это дополнительная физическая нагрузка, необходимая скрипачу. Есть стереотип, что скрипач это обязательно задохлик. Нет, иначе это профнепригодность!», - говорит Саша.
Против кота в мешке
Саша не считает себя талантом, всего добивается работоспособностью и трудом.
«В колледже не получается играть то, что тебе хочется, ты зажат в рамки учебных дисциплин. Там учат классике, развивают «вглубь», но не дают возможности расти «вширь», не рассказывают о другой музыке», - рассказывает Александр.
Играть рок-музыку, блюз, фолк, кантри, импровизировать во всех направлениях Сашу научила именно улица. Академические музыканты не любят таких, как Саша. Директор музыкальной школы, где преподавал Александр Якубов, тоже считал, что игра на улице с раскрытым для подаяний кофром недостойна педагога.
«А ведь благодаря тому, что я играю на улицах люди узнают, куда можно отдать ребенка, чтобы он научился музыке или узнают, где находится филармония и что можно за гроши послушать оркестр. Уличные музыканты – проводники в мир искусства».
Игрой на скрипках в разных городах Саша зарабатывает не меньше, чем педагог или оркестровый музыкант. В удачные дни его футляре может оказаться и 2 тысячи, но зачастую это бывают небольшие суммы, а то и вовсе ничего.
«Если вы идете на концерт, то заранее покупаете билет, допустим за тысячу рублей. А если концерт вам не нравится, деньги вам никто не вернет. Фактически мы покупаем кота в мешке. Я считаю, что это не до конца честно по отношению к потребителю».
Саша чаще всего играет без аскера (напарник музыканта, собирающий деньги – прим.авт.), и говорит, что тогда количество отблагодаривших тебя деньгами – показатель только того, насколько хорошо ты играешь.
«Положат ли деньги, улыбнуться или скажут «спасибо». Сам человек решает, как отблагодарить и сколько тебя слушать. Это наиболее честные отношения между слушателями и исполнителями», - уверен парень.
Александр рассказывает, что на скрипке можно сыграть любое музыкальное произведение: «Иногда треш-метал играю, а деньги кладут бабушки, говорят как красиво, где-то слышали».
В Оренбурге Саша пробыл всего несколько дней, после чего через Казань вернется в родной Ростов-на-Дону, где его ждут родители и любимая девушка.
«Пока я молодой, у меня есть возможность кататься по городам, смотреть мир. Ведь с нами до старости не останутся деньги или здоровье, единственный наш багаж –воспоминания».