Примерное время чтения: 10 минут
1731

Без веретена пряжи не спрядешь. Как развивалось ручное прядение

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ в Оренбуржье 18/08/2021
Прялка - атрибут всех богинь прядения (ткачества), вязания и судьбы
Прялка - атрибут всех богинь прядения (ткачества), вязания и судьбы / Анна Левина / АиФ

Что символизирует веретено в культуре? Как технический прогресс упростил жизнь мастериц? Почему оренбургские пуховницы не могут обойтись без веретена? Об этом рассказывают на выставке «Мир прялки» в Галерее «Оренбургский пуховый платок».

Не просто палочка

Веретено - символ прядения. До его изобретения людям приходилось вручную скручивать в нити шерсть и травяные волокна. С появлением веретена процесс упростился. Когда это произошло точно, сказать трудно.

«Известно, что первыми веретеном стали пользоваться народы Древнего Китая и Древней Индии. Постепенно это приспособление распространилось по всему миру, - рассказала научный сотрудник Оренбургского Музея ИЗО Маргарита Еремеева. - Многие народы наделяли веретено сакральным значением. Оно стало символом жизни и непрерывности времени. В разных мифологиях между небом и землей был связующий элемент: где-то это лестница, где-то - дерево, а где-то - веретено».

Сакральное значение у веретена есть и в православии. Прядение и ткачество — исконно женские занятия, атрибуты «доброй жены» — не единожды упоминаются в Ветхом Завете. Богородица - покровительница женщин и женского труда. Богородицу с веретеном и пряжей в руках, как правило, можно увидеть на иконах Благовещения. Согласно религиозным текстам, Деве Марии по жребию выпало соткать новую завесу для Иерусалимского Храма. Когда она сидела за прялкой, явился архангел Гавриил, который рассказал, что она станет матерью сына Божьего. Символично, что после праздника Покрова Пресвятой Богородицы начинается время рукоделия - заканчивается сельскохозяйственный сезон.

Этапы создания: от бруска до веретена.
Этапы создания: от бруска до веретена. Фото: АиФ/ Анна Левина

На Руси веретена делали из березы, клена, осины. Обычный размер от 20 до 80 см. Чем меньше веретено, тем тоньше ниточка. В Оренбуржье использовались одни из самых маленьких веретен. В коллекции Оренбургского областного музея ИЗО есть веретено длиной всего 15 см.

Веретено в колыбели

Первая прялка, предположительно, появилась в Древнем Риме. Устройство у нее нехитрое – лопать (лопасть, лопаска), куда крепилась кудель, шейка и донце, куда мастерицы садились. Все так же с помощью веретена скручивалась нить.

Девочек начинали обучать рукоделию в 6-7 лет. К подростковому возрасту они уже хорошо умели прясть. Это умение ценилось в невестах.

Прялки украшали и берегли. Одними из самых красивых считаются прялки Русского Севера. Их богато украшали резьбой и росписью. Расписывались они символично, по принципу мироздания: птицы на лопати - символ небесного мира, повозка - земного, часто встречаются символы солнца. Роспись каждой прялки уникальна.

Роспись прялки с Русского Севера.
Роспись прялки с Русского Севера. Фото: АиФ/ Анна Левина

С прядением связано много поверий и обрядов. Девочкам в колыбельку клали веретено, чтобы они хорошо пряли. На веретене или прялке перерезали пуповину. Через прялку крестной матери передавали младенца во время крещения. Женихи дарили новые прялки невестам, а старые ломали.

«Женщины пряли почти всю осень и зиму, кроме Рождества. На Святках была традиция - катались с горок на донцах. Есть поверье, что, если девушка упадет с донца, то к осени она может умереть”, - поделилась научный сотрудник.

Прядет сама

Самопрялка с ножным приводом была изобретена в начале XVI века, а еще раньше с ручным. Такая прялка объединяет три функции - прядение, скручивание и наматывание.

Особенная маленькая прялка.
Особенная маленькая прялка. Фото: АиФ/ Анна Левина

Традиционно мастерицы Оренбуржья использовали для прядения только веретено. В начале ХХ века и у оренбурженок появилась и «помощница» - самопрялка. На таких прялках с колесом готовили только пряжу для теплых платков, варежек, носков и т.д. Нить для знаменитых ажурных паутинок по старинке продолжали создавать на веретенах - слишком короткий и капризный пух оренбургской коз.

Интересный факт, в России получила распространение прялка с вертикально расположенным колесом (в быту называется «стояк»), а в Европе - с горизонтально («чухонка», «лежак»). В музейной коллекции «иностранок» пока нет, но есть редкие открытки с их изображением.

«На выставке представлены прялки, которые нам дарили, - призналась Маргарита. - Несколько лет подряд музейные сотрудники ездили в экспедиции по Оренбургскому краю - по селам собирали информацию о пуховязании и артефакты. Некоторые мастерицы дарили прялки. Есть необычные, например, с велосипедными колесами и с рисунком серпа и молота. Гордимся маленькой самопрялкой с колесом в два раза меньшим, чем в классическом варианте. Есть предположение, что это специальная прялка для обучения девочки. Ее музею подарила доктор исторических наук, профессор Алла Владимировна Федорова».

Хотя самопрялки и упростили работу пуховниц, без навыка и сноровки с ними обращаться тяжело.

Слева - классические прялки, справа - с велосипедным колесом.
Слева - классические прялки, справа - с велосипедным колесом. Фото: Оренбургский областной музей ИЗО

До чего дошел прогресс

С середины XX века на смену механической пришла прялка электрическая. В СССР было два вида: самодельные и заводские. Самая популярная модель - БЭП-02. Параллельно с электропрялками изобретались машинки для прочесывания шерсти и сучения.

Электропрялка БЭП-02.
Электропрялка БЭП-02. Фото: АиФ/ Анна Левина

Самодельные электропрялки, появившиеся после войны, работали на одной скорости, и нить часто рвалась, если пряха не успевала правильно натянуть ее. Заводская прялка была удобнее: скорость управлялась педалькой, была возможность поправлять нить, регулировалась и степень скручивания. Катушка пуховой нити наматывалась всего за два часа - экономился целый день.

«Свою электропрялку я купила в 1987 году в подарок бабушке, но она так и не смогла на ней работать, задарила обратно. Стоил подарок 65-67 рублей. Тогда потратила на нее половину своей зарплаты, а работала я нормировщиком. - поделилась сотрудница Галереи Надежда Беспалова. - Довольно дорогая покупка, но с тех пор прялка до сих пор работает без перебоев. Платками никогда не занималась, но для семьи вязала носки, варежки, кофточки. Раньше ничего не купить - все шили, вязали сами. Последнюю самовязочку для второго внука делала».

Сейчас такая электрическая прялка стоит около пяти тысяч рублей, но оренбургским ажурницам такой прибор не подходит - без веретена никак.

Увидеть коллекцию прялок XIX-XX вв из собрания Оренбургского областного музея изобразительных искусств можно на выставке «Мир прялки» до 5 сентября.

Найдите прялку на картине.
Найдите прялку на картине. Фото: АиФ/ Анна Левина
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах