Примерное время чтения: 6 минут
1500

XXVI Всероссийский фестиваль «Оренбургский пуховый платок» встречает гостей

Фото из архива Оренбургского хора

Это самый большой коллектив Оренбургской областной филармонии и один из ведущих коллективов фольклорного жанра в России. В преддверии уже ставшего традиционным праздника народного творчества, мы встретились художественным руководителем Оренбургского народного хора, народным артистом РФ, композитором Владимиром Александровичем Позднеевым и директором хора и фестиваля, заслуженным работником культуры РФ, членом - корреспондентом  Международной академии культуры и искусства Игорем Петровичем Голиковым.

 

С легкой руки Зыкиной

АиФ Оренбург: Это уже 26-й фестиваль, а как вообще родилась эта идея? Какую цель вы перед собой ставили, когда начинали это, думаю, непростое дело?

Игорь Голиков: Фестиваль не только позиционирует народное творчество нашего Оренбуржья, но и позволяет оренбуржцам познакомиться с другими народными коллективами, а нам обменяться опытом. Идея фестиваля возникла  в конце 80-х годов у Людмилы Георгиевны Зыкиной, она приезхала на сельский фестиваль,  и здесь у нее и композитора всем известной песни «Оренбургский пуховый платок» Григория Пономаренко и родилась идея создать фестиваль «Пуховый платок». Достаточно быстро эта идея была реализована. И мне было поручено организовать этот фестиваль. Причем ситуация в стране была трудная, даже филармонии разваливались в других городах, а наш фестиваль сохранился и уже больше четверти века радует оренбуржцев.

Раньше были и телевизионные передачи и всесоюзные народные фестивали, сейчас все это почти заглохло. А ведь это и обмен опытом и действительно межнациональное общение. А ведь подобные фестивали как раз и есть национальное воспитание на примере народного творчества.

История, песня, танец…

АиФ Оренбург: Расскажите о том, чем живет Оренбургский народный хор сегодня.

Игорь Голиков: Наш хор – это действительно визитная карточка Оренбуржья. На следующий год хору исполнится 55 лет, и без преувеличения, слава его распространяется далеко за пределами Оренбургской области и даже России. Уникальность нашего коллектива в том, что наша программа это не просто чередующиеся песня, танец, это сюжетные миниспектакли, например «Багренье» (рассказ из жизни казаков о ловле рыбы баграми) или номера, посвященные свадебным обрядам. Например, в Японии в восторге просто были и именно потому, что такие рассказы не требуют перевода, итак все понятно

АиФ Оренбург: А откуда вы черпаете материалы для этих миниспектаклей?

Владимир Познеев: Библиотека народного творчества, накопленная за многие десятилетия очень большая. Фольклор собирали студенты и преподаватели разных музыкальных вузов. Большой вклад внесла в этот процесс Нина Михайловна Савельева профессор Московской консерватории, собиратель и исследователь музыкального фольклора.

Студенты  и института искусств имени Л. и М. Ростроповичей и музыкального колледжа также принимают участие в таких экспедициях.

Когда хор бывает на гастролях, я обязательно что-то записываю Особенно, если это гастроли по Оренбургской области. Мы считаем особенно важным то, что наш хор занимается культурой нашего региона, то есть, например,  если это казачьи мотивы, то речь идет именно о южно-уральских казаков. Какие бы хорошие песни не были бы песни кубанских или сибирских казаков, но у кубанцев есть кубанский народный хор.

Мы должны беречь культуру, прежде всего своего края.

Кроме того, процесс подготовки новой программы, это прежде всего большой исследовательский труд, и здесь нам помогают и наши знания и, порой даже консультации. Мы сотрудничаем, например, с оренбургским видным историком, знатоком оренбургского казачества Владимиром Семёновым. Все это тесно связано: история, костюм, танец.

Потом идет огромная режиссерская работа. Некоторые наши композиции длятся около 15 минут. Как же еще удержать 100 артистов на сцене так, что было видно каждого и чтобы зрителям это было интересно?

Неподдельный интерес

АиФ Оренбург: Насколько для вас важен воспитательный момент вашего творчества и есть ли он вообще?

Владимир Познеев: Безусловно, важен, более того, наши программы почти на 80 как раз и несут воспитательный и образовательный моменты. Историю важно знать не только по учебникам, а через песню, танец, обряды. Замечательно то, что в последнее время в зале мы видим много молодежи. Взять последнее наше выступление в Кранодарском крае, больше половины в зале – подростки и молодые люди. Почти в каждом колледже искусств сейчас есть народное отделение. Когда-то у народного творчества наблюдался большой спад, в 70-80-е годы прошлого века, много писали и говорили о том,  что это не интересно, не актуально. Но сейчас этого нет и в помине. Все народные коллективы стараются делать программы зрелищные, уникальные, объединенные какой-то идеей. Наши концерты практически всегда проходят при аншлаге, а последний ноябрьский концерт в Оренбурге – вообще был переаншлаг, мы даже знакомым и друзьям не могли найти свободные билеты.

АиФ Оренбург: И, напоследок, какие коллективы увидит оренбургская публика на этом фестивале?

Владимир Познеев: Мы стараемся расширять кругозор оренбургского хора и каждый раз приглашать новых исполнителей, к тому же фестиваль, действительно, это не только повод показать себя и посмотреть на других, но и поделиться опытом. В этом году жителей города Оренбурга и области порадуют такие известные коллективы, как Национальный академический оркестр русских народных инструментов России им. Н.П. Осипова, ансамбль казачьей песни «Криница», Государственный академический ансамбль танца Дагестана «Лезгинка». 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах