На сегодняшний день, по некоторым данным, в России насчитывается около 70 тысяч парикмахерских и салонов красоты, и их количество постоянно растет. И более 200 тысяч человек могут называть себя парикмахерами. Таков итог развития профессии, история которой насчитывает даже не века, а тысячелетия.
История парикмахерского дела началась с того момента, когда человеку захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. Первобытный человек посмотрел в реку, увидел свое отражение и подумал, что его космы, перехваченные леопардовой шкуркой, будут выглядеть гораздо интереснее, чем просто болтающиеся без ничего. Результат превзошел все ожидания, первая прическа отличалась своей изысканностью от общей массы голов соплеменников, а практичность ее просто поражала воображение. Наверное, именно так началось рождение нового вида искусства - парикмахерского дела.
От париков Древнего Египта до косметов Древнего Рима
Первые признаки парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом. При раскопках были найдены сосуды с косметикой. Большое внимание уделяли изготовлению париков. Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом. Египтяне уже делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь отваливалась. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность.
Но только у древних греков многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья приобрели не только названия, но и истинный смысл парикмахерского искусства. В Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами.
В Греции были уже настоящие салоны, где производилась стрижка бороды и волос, а также обработка ногтей.
В большинстве случаев прическу делали из завитых волос, поэтому были усовершенствованы металлические стержни-щипцы (каламис). Они представляли собой круглый стержень, который нагревали на жаровне, затем на него накручивали пряди волос. Для придания волосам блеска их смазывали оливковым маслом. В готовой прическе для ароматизации прядей прятали конусообразные пакетики с пахучей эссенцией их экстракта жасмина и козьего жира.
У древних римлян, так же как и древних греков, парикмахерское искусство пользовалось особым вниманием. Достаточно долго там господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный. Римские патриции много часов проводили за прической.
Рабы – тонсоресс квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли прически горячей завивкой металлическими стержнями, делали и «мокрую» холодную укладку с клейкими составами.
Стригли особыми серповидными бритвами. С приходом моды на бритые мужские лица парикмахеры стали применять кроме серповидных бритв из меди горячие компрессы – прикладываемые к коже сильно нагретые льняные полотенца. Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис. В Древнем Риме существовали так называемые косметы - рабы, украшающие тело и лицо.
Не только парикмахер, но и врач
В ранней Средневековой Европе поиски в области моды и прически считались греховными, все плотское считалось «от дьявола» и изгонялось — в том числе, разумеется, и косметика. Женщины скрывали волосы под накидкой, сложные прически стали не нужны. Мужчины в большинстве стриглись «под горшок».
И, тем не менее, именно в эту эпоху инквизиции и религиозных войн в складывающихся городах ремесленники объединялись в цехи. Цирюльники и брадобреи боролись за положение в обществе. Известно, что уже в Древней Италии было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии, и центром его был город Капуя близ Неаполя.Там изготовлялись благовония, эссенции, притирания, гримировальные средства, помады.
Генрих VIII утверждает Устав парикмахеров-хирургов.
Кроме бритья и стрижки, средневековые парикмахеры, которых называли банщиками, оказывали жителям городов и иные услуги гигиенического характера. Их цеховым гербом была медная мисочка для взбивания мыльной пены, которую также использовали как гонг для подачи сигнала об открытии бани. Таким образом посетители узнавали, что вода для купания уже достаточно горячая.
Цирюльники предлагали и медицинские услуги: ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы — по этой причине они охотно называли себя хирургами. В эпоху Возрождения лавочки цирюльников росли в городах как грибы после дождя. В начале XV века цех банщиков и цирюльников получил право иметь оружие и знамя с цеховой эмблемой — изображением сороки. Членам цеха дозволялось носить повязку с вышитым на ней гербом как знак цеховой принадлежности, при случае его можно было использовать для пережимания артерий.
В Париже специально готовили куаферов в академии парикмахерского искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро. В Париже было около 1200 мужских парикмахеров, каждый вельможа имел своего собственного. Мода менялась постоянно, буквально каждую неделю, и все хотели выглядеть по "последней". И женские, и мужские прически напомаживались и пудрились, с блохами и даже мышами были настоящие проблемы.
Время потихоньку меняло отношение к самому процессу стрижки и бритья. Уличных брадобреев становилось все меньше. Часть их обосновывалась в холлах гостиниц, часть объединялась и открывали первые "кооперативные" парикмахерские.
В 60-70гг. XVIII века прически представляют собой целые волосяные сооружения в полметра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куаферами в течение нескольких часов.
Женские прически были невероятно затейливы и сложными по конструкции. Спать в таких прическах было практически невозможно. Кожа часто зудела. Спасались от этой напасти специальными палочками, которыми чесали кожу головы дабы хоть немного уменьшить постоянный зуд. Часто они были причинами разведения вшей и других насекомых.
В 1780 г. куафер Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями драгоценностями. Для того чтобы ее выполнить, нужно было прибегнуть к помощи каркаса. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья.
Французская революция 1789 года ознаменовала наступление новой эпохи, что отразилось и на прическах. Вдохновленные идеями Свободы, Равенс Братства, идеологи французской революции обратились к образам ант ного мира, черпая у древних идеи демократии, строгость нравов и эсте ческие идеалы. Вторая половина XVIII века — это период классицизма ведущего стилевого направления. У мужчин волосы были коротко острижены и пудра вышла из употребления. Женские прически имели многообразные формы, но очень упростились, сделались ниже, волосы завивали в локоны.
С приходом к власти Наполеона I появился стиль ампир, который в архитектуре и интерьерах по внешним признакам напоминает классицизм, теперь художников и архитекторов вдохновляют не строгие и изящные формы греческих храмов, а тяжеловесные и пышные формы римской архитектуры. Волосы мужчин стригли и завивали в тугие локоны — «a la Titus», лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски волос, называемые фаворит. У женщин прически менялись очень часто. Носили и чешский узел, и прически из различных комбинаций локонов.
Романтизм и светские львицы
После свержения Наполеона в искусстве 20—30-х годов рождается новое с левое направление - романтизм. В прическах господствует стилевое направление, которое носит немецкое название — бидермайер. Этот стиль стал синонимом бюргерского благополучия и уюта и был ведущим до 40-х год Во Франции почти идентичный стиль носил название «стиля Луи Филиппа». Мужчины носили короткие, завитые в локоны волосы, приподнимала надо лбом в виде кока. В 40-х годах волосы удлинились, доходили до ушей. Иногда их круто завивали. В 50-е годы были модны довольно длинные, расчесанные на косой пробор волосы, часто завитые в локоны 60-е годы в моду вошли сравнительно короткая стрижка, бакенбарды. К концу века волосы стали коротко стричь.
Женские прически 30-х годов представляли собой настоящие произведения искусства. Волосы расчесывали на боковой пробор, укороченные с боков пряди завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади поднимали наверх и на темени укладывали в различные шиньоны. В 40-е годы новым кумиром высшего общества стала «светская львица» — модница с волосами рыжего цвета. В 50-е годы прическа состояла из пышного шиньона, а иногда расчесанные на прямой пробор волосы укладывали сзади в специальную сетку. В 60-е годы волосы поднимали надо лбом в виде двух валиков — «a la Stuart», а на плечи и спину спускали длинные локоны.
В 70—80-х годах прическа почти не меняется по форме. Она состоит из длинных, спущенных на спину локонов, а над висками волосы обычно зачесывали высоко вверх.
В России в области моды ориентировались на Францию. Многие салоны принадлежали французским мастерам. Модные журналы выписывались из Парижа, где проходили даже конкурсы мастеров-парикмахеров. В 1860 году русские мастера Агапов и Андреев заняли первое место на конкурсе, а в 1888—1890-х годах Иван Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже ему вручили награды «За искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства. После этого Андреев стал признанным профессором парикмахерского искусства, его приглашали в жюри, экспертом на выставки, конкурсы, показы причесок. Он побывал во многих столицах Европы.
Характер причесок 1890—1900-х годов снова изменяется, в связи с переменами, происшедшими в общественной жизни конца столетия. Мода становится еще более интернациональной, появляется деловой стиль, выражающийся в простоте и рациональности причесок.
Технологии на службе у моды
В 1904 году в Германии впервые была выполнена продолжительная завивка волос — перманент. Перманент быстро распространился по всей Европе. В 20-х годах XX века в моду вошли прически с короткой стрижкой. Также появляются новые химические красители и осветлители волос. Окраска волос позволила придавать прическе дополнительный эффект, оживлять ее.
С изобретением химической завивки произошел настоящий переворот в парикмахерском искусстве. Этот метод завивки волос не только с успехом конкурировал со всеми другими способами, но и постепенно вытеснил их. Благодаря химической завивке можно получить хорошие результаты при обработке волос самых различных свойств и строения.
С появлением кинематографа на форму причесок большое влияние оказывает искусство кино. В свое время в моду вошли прически героинь Греты Гарбо, Марлен Дитрих. В России ориентировались на прически актрис Людмилы Целиковской, Марины Ладыниной, Любови Орловой. В 50—60-е годы актриса Брижит Бардо вводит новые прически — «конский хвост» (рис. 53) и «Бабетту». В 1971 году известный мастер Видаль Сэссун показал новые стрижки, коnорые выполнялись только ножницами. В 70-е годы появляются панки, которые выражают протест против общества не только своим поведением, одеждой, но и прической. Моду 80-х годов отличают прически из длинных волос свободного силуэта, струящиеся локоны как на длинных, так и на коротких волосах. Преобладают теплые естественные цвета волос: каштановый, рыжий, коричневый, блондин. Новинка этого периода — жемчужный блондин, сочетание пепельных волос с более светлыми волосами на концах.
Мода на прически меняется так стремительно, что волосы не всегда успевают отрасти до нового тренда. Но есть и такие прически, которые никогда не выходят из моды!
Пучок
Многие относятся к этой прическе, как балерин и учительниц, но это совсем не так! Не выходящий из моды узелок смотрится гламурно и элегантно. Каждый год пучок неизменно появляется на подиумах, этой зимой в моде классический «узелок» без изысков. Выбирают узелок «холодные» соблазнительницы и любительницы классического стиля в одежде, но такая прическа может стать дополнением и ослепительного вечернего туалета и потертых джинсов.
Обладательницам круглого лица не стоит затягивать волосы в пучок слишком туго. Высокий пучок визуально удлиняет шею.
Делается пучок элементарно просто, но лучше его делать не на свежевымытые волосы. Соберите волосы в хвостик и скрутите в жгут. Крутите до тех пор, пока волосы сами не начнут укладываться улиткой.
Закрепите невидимками или шпильками, сбрызните для верности лаком сильной фиксации.
Стрижка «под мальчика»
Началась мода на очень короткие женские стрижки в 60-е годы 20-го века. Тон как всегда задают звезды шоу-бизнеса, в определенный период своей карьеры стрижкой под мальчика щеголяли Шэрон Стоун, Мадонна, Халле Берри, Кейт Мосс, Натали Портмэн, а самое последнее перевоплощение – .
Очень короткая стрижка идет обладательницам узкого лица. Важный момент – красиво очерченный затылок.
Укладывается стрижка под мальчика элементарно – просто взъерошьте волосы пальцами при сушке. При желании можно несколько прядей вытянуть утюжками, а кончики прядей зафиксировать воском.
Очень короткие стрижки лучше смотрятся с яркими, насыщенными цветами. Чтобы скорректировать форму лица (сузить или вытянуть), в височной части оставьте удлиненные пряди.
Прямые длинные волосы
Длинные, блестящие, здоровые волосы также никогда не выходят из моды. Носить их можно по-разному – и элегантно, и небрежно. Обладательница длинных волос уверена в себе и женственна.
Длинные волосы не могут наскучить - их можно носить с челкой, освежить мелированием, изменить нижнюю линию волос и пр.
Идут длинные волосы всем, главное, чтобы они были здоровыми и блестящими. Обладательницам вытянутого лица челка поможет его сбалансировать, а также скорректировать слишком низкий или высокий лоб.
Челка к тому же поможет скрыть морщины. Если у вас очень густые волосы, то стричь их лучше лесенкой, иначе они просто будут доминировать над вашим лицом.
В красоте длинных волос самое важное – уход: обертывания, питательные маски, витамины. При укладке можно использовать утюжки и специальный спрей для блеска.
Каре
Каре, боб, сессон – назвать эту стрижку можно по-разному, но смысл один: волосы длиной примерно до линии подбородка. За последние пару сезонов эта стрижка просто произвела фурор. Сколько знаменитостей расстались со своими локонами: Наталья Водянова, Кира Найтли, Рианна, Ева Лонгория, Кейти Холмс и это только часть списка.
Появилась эта стрижка в 20-е годы 20 века, как знак эмансипации женщины. С тех пор стрижка стала настоящей классикой дамских причесок. Идет каре как женщинам с прямыми волосами, так и с волнистыми.
Лучше всего смотрится каре на темных волосах насыщенных оттенков. Идеальная форма лица – овальная или сердечком. Обладательницам круглого овала лица лучше остановиться на удлиненном варианте каре – ниже линии подбородка.
Укладывается каре элементарно – просто подкручивайте волосы большой круглой щеткой во время сушки.
«Взрыв на макаронной фабрике»
Художественный беспорядок на голове, непослушная грива или out-of-bed look тоже никогда не выходят из моды. Такую прическу носили актрисы Джейн Фонда в 70-е и Мэг Райан 90-е. Создать объемную шевелюру помогает ступенчатая стрижка.
Идет такая прическа всем, но в зависимости от индивидуальных особенностей лица, нужно выбирать длину волос и ступенчатость стрижки. Чем круглее лицо, тем длине должны быть пряди.
Цветовые блоки и мелирование структурируют стрижку и визуально придают дополнительный объем.
Укладка: нанесите на влажные волосы объемный мусс и сушите волосы, опустив голову вниз. Отдельные пряди можно выделить с помощью геля или воска.