Примерное время чтения: 6 минут
65

«Камни пленяют разум». В Оренбурге работает выставка камнерезного искусства

Евгения Чернова / АиФ Оренбург

Выставка произведений камнерезного искусства открылась в культурном центре «Эрмитаж-Евразия» в областном центре. Автор экспозиции – мастер декоративно-прикладного искусства Константин Пономарёв.

Богатство – под ногами

Константин Пономарёв – мастер камнерезного искусства. Он более 30 лет своей жизни отдал работе с камнем. На выставке, которая собрала самые разные работы автора – от украшений до предметов интерьера – представлены экспонаты из самых разных полудрагоценных камней. Родонит, лазурит, аметист, агат и, конечно же, орская яшма – всё это материал для рождения новых шедевров. При этом каждый камень найден на оренбургской земле.

Константин Пономарев более 30 лет работал с камнем.
Константин Пономарев более 30 лет работал с камнем. Фото: АиФ Оренбург/ Евгения Чернова

«Уральские горы богаты на самоцветы, - говорит Константин Михайлович. – У нас можно найти практически любой камень, ну разве только кроме малахита. Остальное просто скрыто от глаз. Нужно просто внимательнее под ноги смотреть и тогда увидишь всё богатство нашей земли».

Более тридцати лет Константин Михайлович посвятил работе с камнем, организовав в 1967 году первый в послевоенном Оренбуржье художественный промысел по обработке яшмы. В своих работах художник мастерски сочетает самоцветы с металлом и деревом, используя различные техники мозаики.

На церемонии открытия выставки автор прочитал свои стихи, посвящённые камням. В них он передаёт красоту и богатство палитры, открывающуюся перед ним в самоцветах. При этом Константин Михайлович признаётся в нескончаемой любви именно орской яшме.

Фото: АиФ Оренбург/ Евгения Чернова

«Это самый необычный камень, - поясняет он. – Если мы смотрим на лазурит, то видим голубой камень, нефрит – зелёный, аметист – фиолетовый. А яшма может быть самой разной – коричневой, белой, жёлтой, красной… И в этом она неповторима».

Имеет значение и вид камня. Та же яшма может быть пейзажной – это самый интересный, по мнению Константина Пономарёва, её вид. Из неё можно создать работы с определённым рисунком или орнаментом. Именно такая яшма использована при оформлении стен единственной в мире яшмовой комнаты, расположенной в Оренбурге.

Открыть новые горизонты

В экспозиции выставки – украшения, обрамлённые мельхиором, шкатулки и подставки под письменные принадлежности из камня и бронзы, вазы и каменные панно, способные украсить любой интерьер.

В центре яшмовой комнаты, где развернулась экспозиция, – круглый стол, покрытый стеклом, а по ним – россыпь самых разных уральских самоцветов. Здесь не только яшма и агаты, посетитель может разглядеть жадеит и чароит, родонит, кварц и сердолик.

В то же время Константин Пономарёв признаётся, что постепенно уходит от работы с камнем в другие направления. И это не потому, что он сделал всё, что можно из самоцветов.

Фото: АиФ Оренбург/ Евгения Чернова

«Камень безграничен в своём творческом потенциале, из него можно делать что угодно, - говорит камнерез. – Но в то же время он буквально берёт разум автора в плен. Если в живописи художник сам решает, как он будет рисовать тот или иной пейзаж, то камень жёстко диктует свои правила. Здесь нужно принимать в расчёт изначальную форму и цвет. Вот есть у меня каменная чаша, её края очень неровные. По сути я мог их обтесать, но тогда камень лишился бы своей индивидуальности. Это довольно сложно, со временем понимаешь, что камень буквально поглощает твой разум. Поэтому я решил отдохнуть от этого вида творчества и переключиться на что-то новое».

Свою последнюю работу из камня он выполнил 15 лет назад. С тех пор больше не занимался камнерезным искусством. Попробовал себя в графике, пишет стихи и песни. Одно из новых увлечений – чеканка. Пономарёв – многогранный автор, как и его любимая яшма. В день открытия выставки камнерезного искусства Константин Михайлович провёл творческую встречу, на которой представил свои стихи.

Фото: АиФ Оренбург/ Евгения Чернова

Работы Константина Пономарёва в своё время были представлены в столице, в Троице-Сергиевой лавре, часть экспонатов в виде подарков остаются в этих местах. Также он является автором нескольких монументальных работ. Команда под руководством Пономарёва работала над 16 различными памятниками. Монумент первостроителям Новотроицка – его рук дело. Скульптурные композиции солдат в монументах, посвящённых Великой Отечественной войне, авторства Константина Михайловича стоят в сёлах Ибрагимово Кувандыкского района и Приуральское.

«Камень как таковой вообще захватывает, - говорит камнерез. - Причём как художника, так и коллекционера. Он будит фантазию, а когда у человека разгорается фантазия, ему хочется этой радостью поделиться – пережить вместе эти красивые фантазии».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах