Как и прежде, экзамены в общем виде должны были состоять из трех частей - теоретической и двух этапов практического вождения. Основное нововведение должно было состоять в том, что теоретический экзамен и первый этап практического экзамена проходят в автоматизированном режиме.
«Рулит» пока только юг…
Весь экзаменационный процесс первого этапа практического экзамена на автоматизированном автодроме должен был фиксироваться с помощью специальных датчиков и записывающего оборудования, передающего данные на диспетчерский пульт автодрома.
На втором этапе практического экзамена, помимо дополнительных педалей управления, зеркал заднего вида и опознавательных знаков «учебное транспортное средство», все экзаменационные автомобили должны быть оснащены специальными комплексами аудио - и видеонаблюдения за дорожной обстановкой и действиями кандидатов в водители, с обязательной регистрацией и хранением полученной информации.
Методика должна была быть введена в действие с 1 ноября 2011 года с правом досрочного применения, но в 2010 году по требованию Генеральной прокуратуры РФ данная методика отменена и отозвана.
Как стало известно, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) нашла нарушения в нормативных актах ГИБДД, связанных с обучением водителей. В частности, речь идет об обязанности автошкол использовать компьютеризированные автодромы для обучения будущих водителей стоимостью несколько миллионов рублей, что может ограничить конкуренцию между образовательными учреждениями.
Радует, что идея эта не потерялась. Так, например, на сегодняшний день уже принимают экзамены с системой видеонаблюдения и автоматизированным автодромом в Кемеровской, Самарской, Челябинской областях и Краснодарском крае. Так вот, в Краснодарском крае еще с 2006 года одна из фирм проводила испытания такой системы видеонаблюдения, в том числе был построен автодром. Этой же фирмой были оборудованы системой видеонаблюдения машины в других регионах страны. Сейчас в Краснодарском крае подавляющее большинство автошкол ими уже укомплектованы.
…а в области идёт «обкатка»
Первоначально использование системы в экзаменационной работе Краснодарского края привело к резкому снижению (до 5% от сдававших) количества кандидатов в водители, сдавших квалификационные экзамены с первого раза. Однако в последующем данный показатель увеличился и стабилизировался на отметке 30-40%. Существенную роль в этом сыграло внедрение руководителями автошкол аппаратно-программных комплексов при практическом обучении вождению автомобилей.
В Оренбургской области на сегодняшний день подобный комплекс находится в стадии планирования. Хочется отметить, что в нашей области специальными комплексами аудио - и видеонаблюдения «Вираж-2» оборудовано 12 экзаменационных автомобилей.
В его комплект входит 4 видеодатчика: для наблюдения за контрольно-измерительными приборами, для наблюдения за основными и дополнительными органами управления автомобилем, для наблюдения за действиями кандидата в водители и экзаменатора и для наблюдения за проезжей частью. А также имеется устройство для переноса информации на персональный компьютер и блок управления для фиксации нарушений.
- Я думаю, что данная техника позволит нам не только осуществлять объективный контроль приема экзаменов, но и анализировать каждую спорную ситуацию на дороге с помощью системы видеоконтроля, - прокомментировал начальник МОГТО АМТСиРЭР ГИБДД №1 УМВД России по Оренбургской области Владимир НАУМОВ. - На всю область мы получили 12 «Виражей», именно на Оренбург - 2.