Пресвятая Богородица – Дева, даровавшая миру Спасителя

21 сентября весь православный мир празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Жизнь земной матери Иисуса Христа была полна чудес. Ее приход в наш мир также был чудесен и полон божественного замысла. В праздничный день корреспондент АиФ в Оренбурге обратился к святым книгам, чтобы вспомнить о необыкновенной жизни самой знаменитой женщины христианства.

   
   

Чудесное рождение

В небольшом галилейском городе Назарете жила супружеская пара Анна и Иоаким. Супруги были уже не молоды, всю жизнь прожили в мире и согласии, однако наследников у них так и не появилось. Бремя бездетности очень тяготило и печалило их.

«Святая Анна с младенцем Марией», Греция, XV век. Фото: wikipedia.org

Однажды в день большого праздника Иоаким принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник отказался принимать их, так как мужчина был бездетен, а дети считались благословением Божьим. До Анны, находившейся в это время дома, дошла весть о поступке священнослужителя. Узнав, что ее муж в отчаянии ушел в пустыню, женщина вышла в сад и начала плакать. Сердце ее было преисполнено печали, так как старость была близка, а радости родительства они с супругом так и не познали. В этот момент ей явился ангел. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария». Посланник Господа в этот же момент явился и Иоакиму и возвестил ему, что «Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Услышав эти слова, Иоаким немедленно отправился в Иерусалим и, как и говорил ангел,  у храма нашел свою жену, молящуюся Богу. Женщина рассказала мужу о том, что услышала от ангела и, помолившись, супруги отправились домой.

Спустя положенные девять месяцев Анна родила девочку. Согласно подсчетам религиоведов, зачатие Девы Марии произошло 9 декабря. Исходя из даты рождения Богородицы – 8 сентября с отчетом девяти месяцев. Епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский Димитрий писал об этом в своем труде: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев — и родилась без мужа, но это несправедливо».

Святая Анна с Девой Марией. Статуя в базилике святой Анны, построенной, по католическому преданию, на месте дома Иоакима и Анны. Старый город Иерусалима. Фото: wikipedia.org

По случаю рождения первенца счастливый Иоаким принес Богу богатые дары и большие жертвы. Первосвященники, священники и простые люди благословляли его, ибо мужчина удостоился благословения самого Господа.

Детство Матери Спасителя Мира

Когда маленькой Марии исполнилось 6 месяцев, Анна поставила ребенка на ноги, желая посмотреть, может ли девочка стоять. Как говорится в протоевангелии Иакова, Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Увидев это, женщина решила, что ее дочь не будет ходить по земле, пока ее не введут в храм Господень. «Анна устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем».

   
   
«Введение Марии во храм», Галерея Академии, Венеция (1534—1538) Фото: wikipedia.org/ Тициан

Мария воспитывалась в обстановке ритуальной чистоты и была введена в храм в возрасте 3 лет. В храме девочку встретил первосвященник. Согласно апокрифу, это был Захария – отец Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса Христа. О чудесной истории супругов Захарии и Елисаветы мы писали 19 сентября, в день их памяти. Анна и Иоаким поставили дочь на первую ступеньку храма, и затем девочка сама взбежала вверх по лестнице, ни разу не обернувшись на родителей. Первосвященник ввел Деву Марию в Святая святых, куда сам входил с жертвенной кровью лишь раз в году. Так началась жизнь маленькой Марии в Иерусалимском храме, где она, вместе  с другими благочестивыми девами, изучала Святое Писание, занималась рукоделием и неустанно молилась.

Обручение с Иосифом

Когда Мария стала совершеннолетней, ей, по традиции, был избран супруг, с которым ее обручили. Муж для девушки был выбран из колена Давида – немолодой Иосиф Обручник. По преданию посох Иосифа расцвел у него в руках, что явило собою «одобрение» со стороны высших сил. Согласно свидетельству святого Иеронима, посох выпустил именно цветы миндаля. Из-за схожести звучания слов virga («палочка») и virgo («девственница») в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери.

«Обручение Девы Марии»,1504. Брера, Милан. Фото: wikipedia.org/ Рафаэль Санти

Через некоторое время Иосифу во сне явился архангел Гавриил. Он сообщил ему, что Мария беременная и сказал: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Пробудившись ото сна, мужчина сделала так, как повелел ему ангел. «Иосиф принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».

Благая весть

По некоторым данным, архангел Гавриил принес Благую весть Марии в тот момент, когда та работала над пурпурной пряжей для храмовой занавесы. В этом занятии можно узреть схожие черты предстоящего «прядения» младенческого тела Иисуса из «ткани» материнской крови в утробе Марии. «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца», - изрек Гавриил.

«Благовещение», 1489—1490 годы. Уффици, Флоренция. Фото: wikipedia.org/ Сандро Боттичелли

По мнению многих богословов, первые слова архангела - «Радуйся, Благодатная» были первой «благой» вестью для всего человечества с момента его грехопадения. По мнению епископа Неокесарийский, святителя и богослова Григория Чудотворца, Мария, опасаясь нарушения ее девства, спросила у ангела «как будет это, когда Я мужа не знаю?». Тогда небесный посланник привел ей пример ее родственницы Елисаветы и услышал от Девы «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Ряд богословов считает, что в момент Благовещения произошло и Боговоплощение — Бог облекся в плоть. По мнению православного богослова, литургиста, философа и писателя Николая Кавасилы, воплощение замысла было общим делом, как Святой Троицы, так и самой Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, он так бы и остался неосуществленным. Лишь после того, как Бог наставил Святую Деву, Он принял ее в Матери и заимствовал у Нее плоть.

Святые места, иконы и статуи

«Владимирская икона Божией Матери» — наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII век. Фото: wikipedia.org

О дальнейшей судьбе Девы Марии, ее смиренности и любви к Богу, мы все знаем из разных книг. Для многих женщин, а особенно матерей, Богородица во все века являлась символом материнской любви, заступницы и сильной женщины. Ведь жить и знать о том, какая участь уготовлена твоему ребенку и стоически принимать это каждый день – признак нерушимой веры и силы духа. То, что Богородица особо почиталась у христиан, свидетельствуют изображения II-III века, обнаруженные в римских катакомбах. Гонимые христиане прятались под землей, где и совершали свои богослужения.  В 431 году Третьим вселенским собором было принято окончательное решение о почитании Богородицы. В православии почитание Девы Марии идет берет свое начало от ее византийского культа. В 330 году произошел перенос столицы Римской империи в Константинополь и Новый Рим был посвящен Богородице. В результате археологических раскопок были выявлены около двух сотен храмов, посвященных Марии.

Образ Девы Марии Гваделупской. Фото: wikipedia.org

Согласно Преданию православных христиан на земле существуют места, которых находятся под особым покровительством Небесной Царицы. Их принято называть земными Уделами Богородицы. Всего таких местностей четыре: Святая гора Афон, Иверия (Грузия), Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.

Статуя Девы Марии из монастыря Монсерат, почитаемая чудотворной. Фото: wikipedia.org

Также в православии существует много почитаемых икон Богородицы. В России к особо чтимым относятся иконы Казанской, Владимирской и Иверской Божьей Матери. В Оренбуржье верующие почитают икону Табынской Божьей Матери. Многие иконы и статуи Девы Марии считаются чудотворными. Среди них особо знаменитыми являются  Ченстоховская икона Божией Матери, Остробрамская икона, а также чудотворные статуи в монастыре Монтсеррат в Испании, в австрийском Мариацелле и в городе Халиско в Мексике. Еще одним известным образом считается образ Девы Марии Гваделупской в Мехико.
Ченстоховская икона Божией Матери. Фото: wikipedia.org

Богородицу можно по праву считать не только чисто христианским образом, но и образом женщины и матери в самом широком смысле данного понятия. Именно ей молятся женщины, прося о благоприятном родоразрешении, к ней обращаются за помощью и защитой матери с молитвами о здравии всех детей. Благодаря ей, женщина в такой «мужской» религии, как христианство, стоит далеко не на последнем месте и почитается наравне со святыми мужами.