«Деньги в дом, нам не нужен Платон!». Чем закончится бунт дальнобойщиков?

Людмила Максимова / АиФ

С воскресенья, 15 ноября, специальная система взимания платы, так называемый «Платон», уже должна считывать за каждый пройденный 12-тонниками километр 1,5 рубля. Чем обернётся для экономики страны в целом и региона в частности новое налогообложение?

   
   

От дороги до прилавка

Утро 11 ноября. Обе обочины загородного шоссе между улицами Тихой и Автомобилистов заполнены огромными грузовиками, стоящими на аварийке. Стекаются и легковушки. Между машинами сосредотачиваются большие громкие компании водителей.

- Мы протестуем против очередных дорожных поборов, - рассказывает Сергей КАРАМЫШЕВ, дальнобойщик с 35-летним стажем. Сергей работает на себя: у него свой грузовик. - Дыры латают в бюджете. Меры не продуманные. И так положение бедственное в стране.

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) сообщает: ущерб, наносимый дорогам большегрузами от 12 тонн, сравним с давлением 40 тыс. легковых автомобилей. На ремонт повреждённого дорожного полотна необходимо ежегодно тратить около 2,6 трлн. рублей. Государство же способно на данный момент тратить всего один трлн. Виновников нашли быстро. Итак, с 15 ноября начался сбор нового налога за каждый километр с водителей автомобилей массой от 12 тонн. Первоначально была заявлена сумма в 3,5 рубля.

И сразу по всей стране начались возмущения. Водители устанавливали на своих автомобилях плакаты с агитационными призывами. Организатором протеста выступил Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов в лице председателя Александра КОТОВА. Профсоюз приводит расчёт экспертов, согласно которым после введения нового обязательного платежа себестоимость грузовых автоперевозок вырастет на 14-17%, что скажется на стоимости потребительских товаров - надбавка составит минимум 3-5%. Чем дороже товар, тем выше станет его цена. Если молоко подорожает на пару рублей, то колбаса сразу на 8-10.

Росавтодор приводит же свои данные, согласно которым разница в ценах уместится в пределах рубля.

У дальнобойщиков на этот счёт своё мнение.
- С 2010 года мы не меняли расценки на перевозки. За это время увеличили акцизный налог, обещали убрать транспортный и не убрали. Раньше мы проезжали 90-100 тыс. километров в год. В последние годы стали ездить меньше - 40-50 тыс. километров. Налоги большие! А ещё новый сбор. С поездки в Москву мне придётся отдать 10 тыс. рублей. И всё из своего кошелька, - комментирует Карамышев.

   
   

Дальнобойщики рассказали, что повышать расценки на свои услуги они не станут, поскольку на рынке перевозчиков высокая конкуренция. Однако предприниматели под маркой нововведения заложат сумму сборов за проезд в стоимость товаров, как делали это при увеличении акцизного налога.

- Приведу простой пример, - поясняет молодой водитель. - Захожу в продуктовый магазин, и на тысячу дно пакета закрываю. Цены - просто обалдеть! Да на эту тысячу пять лет назад я на неделю мог продуктами затариться! Спрашиваю у продавцов - откуда такие цены? Они отвечают - поставщики подняли. А мы-то свои тарифы перевозчика за пять лет ни разу не меняли! Справедливо?

Карательные меры?

Между тем колонна пришла в движение - так начался второй этап акции российского протеста, подхваченный многими городами России. Едем уже минут десять по шоссе со скоростью 10 км/ч. По трассе растянулась лента из грузовиков.

- Давайте займём две полосы. На нас никто внимания не обратит!

- Нет, ребятки, давайте всё-таки ехать по плану, - уговаривает по рации молодого дальнобойщика Сергей Карамышев. Сказал, как в воду глядел: оживились гаишники, ещё до начала движения фиксировавшие участников, переписывая с машин номера.

Уже позже пресс-служба УМВД России по Оренбургской области сообщит, что на месте было составлено 11 административных протоколов «за нарушения правил остановки и стоянки». А в отношении координатора акции Алексей ГУБАНЦОВА правоохранители составили административный протокол по статье 20.2 частям 2 и 3 Административного кодекса РФ - «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Губанцов четыре часа провёл в отделении. Позже его осудили. 13 ноября суд Дзержинского района Оренбурга вынес приговор по статье 20.2 части 2 - она оговаривает организацию несанкционированной акции. Благодаря грамотным действиям юристов, предоставленных КПРФ, штраф на водителя наложили минимальный - 10 тыс. рублей.

- Меня обвинили в организации митинга. Я объяснял им, что организовывал акцию Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов. Я лишь координировал. Моя функция состояла в том, чтобы не было нарушений правопорядка, чтобы акция прошла мирно, - комментирует Алексей.

Кстати, административные дела по статье 20.2 часть 2 завели во многих городах-участниках забастовки. Александр Котов, председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, на форуме сайта обещает всем юридическую помощь. В некоторых городах были случаи предъявления штрафов участникам акции. Котов также берёт расходы по выплате штрафов на профсоюз.

Акция, действительно, была несанкционированна. Но разве власть дала бы на неё разрешение? Однако руководителям городских и областных властей Председатель Межрегионального профсоюза рассылал уведомительные письма, в том числе и губернатору Оренбуржья Юрию Бергу. В нём был указан номер телефона координатора акции.

Реакция правительства РФ на забастовки оказалась молниеносной. Тут же снизили ставку сбора до 1,5 рубля. Такую плату установили до 29 февраля 2016 года, с 1 марта до 31 декабря 2018 года тариф увеличат до 3 рублей.

Кроме того, Министерство транспорта РФ оповестило, что правительство до 1 мая будущего года отменило штраф за отсутствие регистрации водителей в системе взимания платы. А штраф грозил немалый - пять тысяч рублей.

Плати за тонну

Систему взимания платы «РТ-Инвест» сами же производители прозвали «Платон», что значит, «плати за тонну». Компания частная, но находится в ведомстве Росавтодора. По разным данным, она должна принести в федеральный бюджет с двух млн большегрузов нашей страны около 40 млрд рублей, 10 из которых уйдёт на её функционирование. «Платон» заявляет, что к 2019 году полученные средства позволят привести федеральные трассы в нормативное состояние. На момент начала вступления в действие системы, около 60 тыс. более 450 000 транспортных средств зарегистрировались в ней. В то же время, сами пользователи «РТ-Инвест» отмечают, что до сих пор большинству клиентов не выдали бортовые устройства, необходимые для счёта пройденных километров. Кроме того, эксперты отмечают, что запущенная схема не прошла тестирования.

В области четыре офиса компании: в Оренбурге, Орске, Сагарчине и Краснохолме. В нескольких районах стоят терминалы самообслуживания. Водитель до 15 ноября должен был прийти в один из офисов и зарегистрироваться, заполнив большую анкету. Она собирает всю конфиденциальную информацию о гражданине. Перед каждый рейсом водитель заполняет маршрутный лист и заранее оплачивает проезд. Возникает вопрос, а что если база данных попадёт в чужие руки? Какая угроза нависнет над водителями?

В определённых пунктах на дороге в 2016 году предполагается установка специальных рамок, которые будут фиксировать большегрузы. На данный момент, они есть только в Московской области. В Оренбуржье, как и в других регионах, контролировать дальнобойщиков будут системы мобильного контроля. Наталья ЕГОРОВА, начальник обособленного отделения «РТ-Инвест» рассказала, что водители-инженеры на специально оборудованных машинах будут фотографировать участников движения. Фото станут отправлять в Центр обработки и мониторинга, где проверится, зарегистрирован ли водитель и оплатил ли он проезд. Если дальнобойщик окажется не зарегистрированным, по сценарию, ему полагается штраф в размере 5 тыс. рублей. Однако правительство отложило наложение штрафов до 1 мая. (Об этом сообщал сайт Минтранса РФ, но к моменту подписания номера в печать информация об этом таинственным образом оттуда исчезла, - Прим. Авт.)

Парадокс: выходит, один человек платит за километры, другой - нет. Вопрос, зачем платить вообще? На это в оренбургском офисе «Платона» нам ответить на смогли, сославшись, что это уже зона ответственности ГИБДД, причём, не местного уровня. Какое количество специальных автомобилей выделено на область, нам не сообщили - конфиденциальная информация.

В оренбургском офисе людно. Это водители спешат оформить регистрацию.

- В день минимум 10 клиентов, которые владеют от 20 до 40 транспортными средствам. Крупный бизнес подключился сразу. Он прозрачный, - рассказывает Наталья Егорова. - Сейчас приходит много ипэшников, которые ждали до последнего. Почему такая ситуация сложилась? Мы открылись уже месяц назад? Крупный бизнес подключали еще два месяца назад. Реально люди пошли только в последнюю неделю. Из-за них вынуждены работать по выходным до позднего вечера. Мы не слышим друг друга. Идём на встречу, а они говорят, что мы поборами занимаемся. Наше дело - их зарегистрировать.

Почему крупные перевозчики так легко согласились на новый налог? Понятно, что они могут перенести новое бремя. Но автомобилисты и эксперты предполагают, что данный сбор призван уничтожить конкуренцию на рынке перевозчиков и установить монополию рыночных гигантов. Как тогда изменятся потребительские цены?

Бастуем дальше?

Между тем, дальнобойщики продолжают протестовать. 15 ноября в Восточном Оренбуржье водители снова выстроились в колонну и проследовали на небольшой скорости. По словам Алексея Губанцова, в этот же день 70 бастующих областного центра оставили свои машины в гаражах, не выйдя в рейсы. Как минимум, неделю они будут стоять. Координатор оренбургских акций рассказал, что сейчас дальнобойщики станут использовать законные меры борьбы с «Платоном» путём обращений в Законодательное собрание области, прокуратуру. Однако не отрицают, что, вероятно, вернутся к предложенным Александром Котовым мерам - загромождению трасс своими грузовиками. Пока они обдумывают план дальнейших действий.

Забастовки в Оренбурге продолжились 19 и 20 ноября.

Руководитель ассоциации органов управления автодорогами Игорь СТАРЫГИН заявил, что всего через год все дороги в стране станут для грузовиков платными. Эксперты отмечают, что сбор могут со временем установить и для машин массой меньше 12 тонн. Как поведут себя в таком случае дальнобойщики? Не чревато ли это общественными потрясениями?

КОМПЕТЕНТНО

Виктор ПОХМЕЛКИН, председатель Общероссийского общественного Движения «Движение автомобилистов России».

Всё закономерно: государство упорно ищет способы, чтобы заткнуть дыры в бюджете, возникшие в результате кризиса. По большому счёту, собрали бы копейки, и это никак не спасло бы ситуацию. Вряд ли бы дороги дождались ремонта. Естественно, государство обращает свои взоры не на крупные корпорации, не на олигархов, а, прежде всего, на средний класс, к которому относятся автомобилисты, в том числе, и те, кто занят в грузовых перевозках.

Чиновники надеялись, что народ скушает, как мы глотаем все нынешние поборы. Но они столкнулись с организованной силой. Ситуация такова, что государству надо отступать. В конце концов, на следующий год выборы в Госдуму. Рейтинговым авторитетом никто рисковать не захочет. И власть уже отчасти отступила. Но насколько я понял, это не устроило дальнобойщиков. Компромисс теоретически здесь возможен, но на практике он, вероятно, исключён. Снижение суммы сбора лишает для государства смысла всей операции. 20% идёт на содержание самой системы взимания платы. Велика вероятность, что шаг за шагом она будет утоплена. А по поводу того, что по стране открыты офисы «Платон» - подумаешь, чьи-то затраты пойдут крахом. В вопросах такого масштаба выступают высшие политические соображения. Никто не ожидал, что наступит на больную мозоль. Если власть будет упорствовать, она гораздо больше потеряет. В защиту прав дальнобойщиков выступают разные общественные группы, и цепная реакция может распространиться на многие сферы.

Мы дальнобойщиков не бросим, я заявляю ответственно как председатель движения автомобилистов России. Здесь не только проблема автомобильная, это проблема малого и среднего предпринимательства.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Александр ГАВРИКОВ, частный грузоперевозчик

Я вожу сельскохозяйственную продукцию и товары народного потребления по области и стране. В месяц проезжаю максимум 10 тыс. км. Меня просто ставят к стенке. Я даже высчитывать не буду, просто режу машину и выкидываю. А, значит, потеряет работу и мой водитель, у которого четверо детей.

Если бы я поднял цену в соответствие с новым сбором, владелец груза мог бы согласиться оплатить его сам. Но, естественно, свои расходы он накинет на сам груз. И до нас с вами дойдёт уже подорожавший товар. Но наш «сговор» отреагирует Федеральная антимонопольная служба: транспортные услуги должен оплачивать владелец транспорта. Замкнутый круг - мы с рынка уходим.

Почему, если закон приняли в 2011 году, сбор начинают неожиданно с 15 числа. А о «Платоне» стали говорить в последний месяц. В СМИ почти не было информации о нём. Так он и сам-то не готов. Почему сбор не ввели, когда середина сезона была, когда сельхозпроизводители вывозили на рынок арбузы, дыни, зерно муку в сезон? Потому что большая масса бастуюших была бы. Все эти поля вывозит наш мелкий частный перевозчик. К нам предъявляют претензии, что мы перегружаем машины - так это из-за нехватки транспорта. Потому что некому больше вывозить, нам не помогут «Деловые линии», «Пятёрочка», «Магнит». А это целый регион.

ОФИЦИАЛЬНО

Сергей МИРОНОВ, депутат Государственной думы, сообщил 10 ноября на своей странице в «Фейсбуке»

- Я направил специальное обращение президенту, поскольку убежден, что эта норма, введенная с 1 ноября 2014 года, - абсолютно несправедливая. И, безусловно, по финансовой устойчивости грузоперевозчиков эта норма бьет очень сильно. Многие машины занятые в перевозках оформлены на физических лиц, а это есть наш средний и малый бизнес, который необходимо защищать. Кроме того, введение платы приведет к увеличению транспортного тарифа в среднем на 15%, к удорожанию товаров, особенно первой необходимости.

Миронов предложил президенту снизить тарифы и отложить на два года введение нового сбора.

17 ноября депутат там же рассказал:

- Сегодня вместе с коллегами внесли в Государственную Думу проект нового Федерального закона, который призван облегчить налоговое бремя дальнобойщиков.

Данным законопроектом предлагается предоставить право налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, относить к расходам, на которые уменьшаются доходы, плату в счет возмещения вреда причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

С проектом можно ознакомиться здесь.

КСТАТИ

19 ноября, губернатор Оренбургской области Юрий Берг встретился с инициативной группой от оренбургских дальнобойщиков, протустующих против системы «Платон».