В школах учат решать квадратные уравнения, в институтах изучают высшую математику, но нет вуза, где бы учили быть родителями. О том, какие тенденции в воспитании превалируют сейчас, какие законы остаются незыблемыми, говорят доктора педагогических наук, профессора Аида Васильевна Кирьякова и Наталья Александровна Каргапольцева.
Поколение Z
Анна Мурзина, «АиФ Оренбург»: Аида Васильевна, чем отличаются первокурсники сегодняшние, от тех, что поступали лет 20 назад?
А.В.Кирьякова: Дети сейчас совершенно не похожи на тех, что были раньше. Это поколение Z. У них мыслительные процессы идут не так, как у взрослых людей. Сейчас их внимание держится 7 минут. Раньше было 15. А теперь каждые 7 минут я должна разбавить лекцию или слайдом, или заданием, чтобы переключить внимание. Такая закономерность - ни хорошая, ни плохая. Просто мы должны об этом знать, чтобы правильно реагировать.
На первое место я поставила бы эту реальность: молодые – другие. Мы должны смириться с этим, должны понять их и найти что-то особенное, что заденет их душу.
Я сейчас читаю лекцию по тайм-менеджменту. О чём я говорю? О том, что у каждого человека времени – одинаковое количество – 24 часа в сутках. Внешность может быть разной, разный дар у каждого, разный талант. А времени – поровну. Говорю о том, что время – это конструкт, оно созидается человеком. Я не боюсь сказать в аудитории, что мне 70 лет, что мне осталось 10 лет интенсивной жизни. Но качество её должно улучшиться. Я буду больше радоваться и ценить каждую секунду. Отзываются ли молодые на такую открытость? Главный показатель – количество обучающихся студентов на лекциях преподавателя. У меня оно растёт – раз, и не уменьшается - два. Мы должны обучать, адаптируясь к запросам молодых. Когда будет понятна сверхзадача, средства, мы, педагоги, найдём.
Ушёл в прошлое принцип оценивать человека по внешнему виду. У нас был выпускник с синим ирокезом – отличник, умница, интеллектуал, которого в прежние годы просто сравняли бы с положением о внешнем виде лицеиста.
Я долго не могла привыкнуть к татуировкам. Но однажды мой студент рассказал, что он некоторое время провел в больнице, где выясняли, всё ли в порядке у него с психикой, раз у него так много тату. Меня это потрясло. Да, на наш «взрослый» взгляд концентрация странностей у молодых гораздо выше, чем была во времена нашей юности, но это их право!
- По-прежнему актуальна народная мудрость – учить, пока поперёк лавки помещается?
Н.А. Каргапольцева: В психику ребёнка многое закладывается, когда он маленький, пока идёт импринтинг – бессознательное усвоение окружающего пространства, поведенческих норм. Для умственного развития также очень важны раннее детство, дошкольный и младший школьный возрасты. Обращаю внимание – в первый год жизни формируется 20% мыслительных операций, прошу не путать с объемом информации. В четыре года у ребенка 50% мыслительных операций сформировано. К восьми годам - 80 %. Ещё называют 13 лет – это 92% мыслительных операций. Компенсировать упущенное позже почти невозможно! Причем важен сенсорный опыт познания предметов окружающего мира, через развитие органов чувств, поскольку невозможно развивать абстрактное мышление без опоры на конкретный опыт.
Поэтому сегодня так востребовано дополнительное образование: родители стремятся как можно раньше и как можно больше дать ребёнку, пока он маленький.
А.В. Кирьякова: Но и тут необходимы правила. Прежде, чем отдавать сына в спортивную секцию с ежедневными тренировками, надо знать, что это его интересует спорт. Его, а не только родителей. Покупая дочери дорогой планшет для рисования, вы точно знаете, что она не читает под одеялом пособие по основам оперативной хирургии? Способности ребёнка необходимо выискивать, как драгоценные камни.
Это во время «малиновых пиджаков» была уверенность, что деньги сделают из ребёнка «звезду». Для этого достаточно нанять дорогого репетитора, купить место в институте, потом подарить фирму. Сейчас большинство родителей понимает: главное – найти и развить способности маленького человека.
«Голодовка» по деятельности
- Сохраняются ли среди молодых так называемые «традиционные ценности». Что отец – глава семьи и его слово – закон, что маме перечить нельзя, что нужно уважать старость и прочие незыблемые для старших поколений правила?
А.В. Кирьякова: Правом должен обладать каждый, а ценности не передаются в готовом виде! Невозможно приказать человеку любить Шекспира. Это педагогическая иллюзия, что мы можем внушить любовь к тому или иному событию, произведению, человеку, профессии. И тем более, нельзя ожидать или требовать сиюминутный результат.
Сейчас родители понимают – воспитание только на словах – довольно затруднительный процесс. Родители вовлекают в дела своих детей: востребованы самые разнообразные мастер-классы – от кулинарных до вязания морских узлов. Сейчас дети хотят не просто уметь читать и писать, но многое делать своими руками. Это очень яркая тенденция последнего времени.
Как бы это ни звучало, но родители должны стараться быть с детьми на одной волне. Сейчас такое стремительное время, когда школьники в каких-то навыках обгоняют своих родителей. А постоянное саморазвитие необходимо человеку любого возраста. Только тот факт, что ты прожил больше на 50 лет – не повод для поклонения. Уступить место в транспорте – да. Принять совет взрослого как инструмент к действию только потому, что он старше – большой вопрос на сегодняшний день.
В 1999 году на студенческой научной конференции половина аудитории сидела в шапках, некоторые девушки – на коленях юношей. Сейчас, 20 лет спустя, нет такого. Это факт: мы преодолели кризис. В 70-х годах мы были лидерами по продуцированию научных идей. Потом – провал и 86-е место - после Найроби. Сейчас возвращаем первые позиции, и надо помнить, что отдача от вложенных средств и знаний в образование приходит через 14 лет. Но если не вкладываться – крах неизбежен.
Н.А. Каргапольцева: Университетский округ ежегодно проводит конференции по итогам конкурса исследовательских работ учащейся молодежи и студентов региона. Свыше пятисот участников от первоклассников до студентов вторых курсов обсуждают самые различные научные проблемы на 35 секционных заседаниях. Причем число юных исследователей растет ежегодно, они ищут ответы на вопрос «кто сделал дырочки в хлебе» и исследуют мимикрию речных рыб. Сегодня родители много вкладывают в своих детей – средств, эмоций, личного времени. И это радует и даёт надежду на будущее.
- Родители должны жить интересами своего ребёнка?
Н.А. Каргапольцева: Однозначно. Надо помнить, что лет в 12, а то и раньше, начинается автономизация, необходимая подростку. Она учит его принимать самостоятельные решения, отстаивать свои убеждения, осознавать себя как личность. И он уже не хочет, чтобы взрослые всё про него знали, чтобы слишком много присутствовали в его жизни. Но к этому времени должны быть сформированы доверительные отношения с родителями, заложены ценности и нормы, которые не позволят совершить фатальную ошибку.
А.В. Кирьякова: Три гениальных человека сказали примерно одно и то же: Антон Макаренко – что надо сделать так, чтобы ребёнок самостоятельно мог построить свою жизнь. Василий Сухомлинский - что взрослые не могут целиком оградить ребёнка от негативных влияний, но могут дать ему внутренний стержень. Принцип Иммануила Канта – огромное небо надо мной и нравственный закон во мне, - я интерпретирую так: бесконечный диапазон свободы, а родители и педагоги должны помочь ребёнку понять, что ему необходимо, и выбрать это из бесчисленного числа возможностей.