Наш регион демонстрирует хорошие результаты ЕГЭ. Как изменятся экзамены в новом учебном году и чего выпускникам ждать в будущем, узнал корреспондент «АиФ Оренбург» от директора Федерального института педагогических измерений Оксаны Решетниковой.
Пограничный рост и застой
В Оренбург накануне начала учебного года Оксана Решетникова встретилась с председателями предметных комиссий оценивания результатов госэкзаменов. Директор ФИПИ отметила, что наш регион в числе «продвинутых» по итогам ЕГЭ.Однако она отметила, что и во многих других областях страны, здесь наблюдается следующая картина: при росте результатов стобалльников и преодолевших минимальный порог, «золотая» середина учеников находится на одной и той же планке.
«Середина незаслуженно забыта. Необходимо дать возможность этим детям продвинуться вперёд и получить лучший результат. Они даже не пытаются выполнить задания повышенной сложности, а может стоит с ними этим позаниматься», - говорит Решетникова.
Между тем, глава ФИПИ отметила, что не совсем согласна с тем, что награждают учителей, ученики которых достигли лучших результатов: «Как правило, это результат не только одного учителя, но ещё семьи и репетитора. А много ли вы найдёте тех, кто упорно работает над ребёнком, у которого главная цель - преодолеть минимальный порог. Вот эта работа как раз иногда и выпадает из зоны внимания и незаслуженно игнорируется».
Итоговое собеседование?
В этом учебном году выпускников ожидают изменения в заданиях некоторых предметов на ЕГЭ. Так, в литературе меняется система оценивания второй части и добавляется четвёртая тема в блоке сочинений.
В обществознании институт измерений также усовершенствовал систему оценивания после отработки с председателями предметных комиссий и увеличил на два балла максимальный первичный балл.
В этом году в расписание всех школ вернётся астрономия. И в первую часть ЕГЭ по физике добавится одно задание по астрофизике. В материалы по химии добавится одно задание высокого уровня сложности, чтобы можно было в точнее определить уровень подготовки абитуриентов. С этой же целью вводится новое задание повышенной сложности в первую часть заданий по русскому языку. Но каким точно оно будет, станет известно несколько позже.
На сайте ФИПИ каждый учитель и школьник может попробовать решить задания в демоверсии.
Три года назад в школы начали вводить итоговое сочинение для одиннадцатиклассников. В этом году регионам и учебным заведениям в них предлагается попробовать провести собеседование в 9 классе. Его будут рассматривать как допуск к государственной итоговой аттестации. Девятиклассникам будет предложено прочитать вслух текст, пересказать его и высказаться по проблематике содержания. Затем собеседник попробует вместе с учеником создать диалог, чтобы понять, как ребёнок ориентируется в прочитанном. Задания рассчитаны на 15 минут и за них можно получить 14 баллов (зачёт ставится от семи баллов). Собеседником может стать учитель любого предмета, так как ситуации диалога и монолога происходят на каждом уроке. Экзаменатором будет учитель русского языка и литературы.
Разные нюансы
«Собеседование не должно стать процедурой с высокими требованиями и влиять на дальнейшую судьбу ребёнку. Возможно, позже это станет экзаменом, возможно, часть ЕГЭ перейдёт в устный формат. Поэтому мы должны сейчас посмотреть, как это работает», - рассказала Оксана Решетникова. – «Сложная ситуация с детьми с ОВЗ или особенностями речи. Для них всё должно пройти максимально корректно и на лояльных условиях. Посмотрим сейчас все нюансы и отразим в нормативной базе».
В этом году собеседование на допуск не будет влиять.
В соответствии со стандартами нового поколения (от 2010 года), выпускные экзамены предполагают ЕГЭ по иностранному языку. В 2022 году дети, которые обучаются по ним, будут в 11 классе, и для них первых этот госэкзамен станет обязательным. Выпускники смогут выбрать любой язык, который они изучали в школе. Однако Решетникова оговорилась, что могут быть изменения.
«Когда меня спрашивают, когда же уже ЕГЭ замрёт и не будет меняться, я отвечаю: никогда, коллеги. Экзамен реагирует на политику в области образования, на принятие предметных концепций, политически важных решений... Это организм, который живёт и всё время развивается», - заметила директор ФИПИ. – «Но школа должна перестать готовить к экзамену. Школа учит, и это её главная функция. К примеру, какая разница, как мы проверим знание школьника о правописании безударной гласной в корне. Если он это знает, и у него достаточно высокий процент грамотности, он ответит и не важно в каком формате. Это издержки середины пятнадцатилетнего пути ЕГЭ, когда в эксперимент уже вошли, работаем в штатном режиме, но нужно было понять, что со всем эти делать, и дальше мы начали готовить-готовить, у нас даже в лексиконе это появилось. К чему готовить? К сочинению готовить? Коллеги, это же абсурдно звучит. Нельзя ко всему всё время готовить. Необходимо задать акценты организационные, над которыми нередко ребёнок ломается, например, как правильно заполнить бланк или как на экзамене рассчитать время. Но готовить к экзамену и заменять этим учебный процесс очень неправильно. Это эффект обратной петли, который случился в ЕГЭ, и который нам долго- долго всем вместе придётся исправлять».