В Оренбургской области назревает серьёзный кадровый дефицит в сфере образования. Если в самом Оренбурге пока удаётся более-менее полноценно сформировать школьные коллективы, то в сельской местности люди уходят, так как не могут выживать на предлагаемые оклады.
Проблеме развития образования в регионах было посвящено рабочее совещание, которое проводила заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева в оренбургской библиотеке им. Крупской. В работе его принимали участие также депутат Госдумы от КПРФ Нина Останина, председатель думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей, а также депутаты Законодательного собрания области.
Расходы – под нож
Ситуация в российском образовании далека от радужной. Как отметила на совещании Нина Останина, в 2024 году расходы федеральной казны на школы и детские сады будут сокращены на 15%. Всего же за период до 2027 года из расходной части федерального бюджета финансирование образования «ужмётся» с 4,9 до 4,2%.
На 28% сокращаются расходы на дополнительное образование, что на практике означает только одно: или область должна сама найти деньги на дальнейшее развитие кружков и секций, или увеличивать число платных дополнительных образовательных услуг. Проще говоря, заплатить за посещение кружков должны родители.
Наконец, большую тревогу вызывает и фактическая остановка программы строительства новых детских садиков. В Оренбургской области, например, в 2024 году не будет заложено ни одного нового дошкольного учреждения. Считается, что детсадов уже достаточно и в среднем их должно хватить на всех. Вот только нюанс в том, что расположены садики крайне неравномерно. В районах с молодым населением их остро не хватает, а в более старых территориях – недобор.
Лидер фракции КПРФ в Законодательном собрании Максим Амелин добавил, что сложная ситуация с финансированием сельского образования приводит к оттоку кадров и скоро обернётся настоящей катастрофой.
Жить и умереть на работе
Много споров вызвала и ситуация с заработными платами педагогов. Министр образования области Алексей Пахомов рассказал Татьяне Васильевой, что в среднем учителя в области получают по 41 тыс. 800 рублей в месяц. При этом средняя же нагрузка на одного педагога составляет 1,2 ставки (при учёте, что 1 ставка – это 18 рабочих часов в неделю).
Правда, эти слова были встречены шквалом негодования.
– Я не могу согласиться со словами министра. Да, учитель в городе – подчеркну – именно в городе! – действительно может получать такие деньги, – комментирует педагог, учитель географии, депутат Законодательного собрания Нурлан Мунжасаров. – Для этого он должен иметь стаж 15 лет, высшую категорию, за которую идёт надбавка, работать на 2 ставки минимум, получать дополнительные деньги за классное руководство, а это 5000 рублей плюсом, участвовать в ряде внешкольных мероприятий. Он должен вести по 6 уроков в день, включая субботу. А вечерами проверять тетради. Нагрузка огромная!
Эксперт отметил также, что всё вышесказанное не касается сельских учителей, работающих в малокомплектных школах, с классами, где нередко бывает всего по 4–5 учеников, а то и меньше. И поскольку бюджетное финансирование распределяется исходя из числа учащихся, соответственно, и возможности сельских муниципалитетов платить зарплаты несопоставимы с городскими.
Отметил Нурлан Мунжасаров и сложную ситуацию с обеспечением школ современными учебниками.
– Как учитель географии могу сказать, что у нас не появилось современных учебных пособий, рассказывающих в том числе и о присоединённых новых российских регионах. Хотя нам обещали, что такие пособия появятся, но этого не произошло. Мы вроде как ратуем за переход на новые стандарты образования, но материалов для этого в достаточном количестве нет. Говорим о том, что учитель должен учить, а не заполнять бесконечные бюрократические отчёты – но тоже всё это остаётся только на словах. Увы, но в этот год – Год педагога и наставника – пока вопросов о том, как жить и работать, больше, чем ответов.