Примерное время чтения: 10 минут
121

Проблемы Оренбурга вековой давности

С начала прошлого века и по сей день оренбуржцы сталкиваются с одними и теми же экономическими, политическими, социальными вопросами. К таким выводам приходишь, если листаешь газеты, хранящиеся в государственном архиве Оренбургской области.

Как в царской, так в современной рыночной России, жители оренбургской земли недоумевали по поводу высоких цен на предметы первой необходимости, произвола, чинимого людьми, обличёнными властью, наделёнными предпринимательской жилкой…

Напомним, что в начале XX века празднование Нового года не носило такого массового характера, как в наши дни. Тогда, как бы сказали сейчас, «в моде» было Рождество, однако наступление Нового года, как и век спустя было поводом для подведения некоторых итогов.

От роскоши до комфорта

На титульной странице «Оренбургского листка» за 1 января 1902 года читаем поздравление читателей с наступлением нового года от имени редакции. И сразу в голове всплывает известное позднеровское выражение: «Такие нынче времена». Судите сами.

  «Электрические фонари (торчащие давно по улицам Оренбурга вроде старинных виселиц) непременно осветят улицы и помешают «армаям» (разбойникам. - Ред.). Разве сегодня сотрудники полиции нас периодически не предупреждают, что в тёмное время суток в Оренбурге участились случаи грабежей? Или люди во время многочисленных «прямых линий» с чиновниками разного ранга не интересуются, когда у них, наконец, появится нормальное уличное освещение? «А то страшно домой после работы возвращаться», - подытоживают оренбуржцы XXI века. Причём речь идёт не только о городских окраинах и небольших населённых пунктах, но и основных дорожных «артериях» областного центра. Помните, как в начале 2011 года глава администрации Оренбурга Евгений Арапов «сам удостоверился в плохом освещении одной из центральных улиц Степного поселка, проехав по ней поздно вечером»?

В принципе и категоричный подход при общении с должниками за свет уходит корнями также в начало прошлого века. В том же «Оренбургском листке» в колонке судебной хроники читаем рассуждения о том, является ли отключение электрической энергии должникам самоуправством или нормой. В качестве доводов для «цивилизованного» общения с абонентом, не платящим денег за электроэнергию, наши коллеги пишут: «Прошло то время, когда электрический свет по дороговизне и малораспространнёности являлся предметом роскоши. Теперь это всеобщее благо, предмет комфорта среднего обывателя».

Нам же остаётся лишь добавить, что по-прежнему в гражданах велика тяга к «дармовщинке» (не зря же в стране был принят закон, согласно которому с 1 ноября 2011 года долг, превышающий сумму трёх месячных платежей, позволяет неплательщика письменно предупредить, а через месяц в случае его непогашения освещение ему отключить). И, к сожалению, с существующим ныне ростом тарифов электроэнергия для части населения может вновь стать роскошью.

«Дежавю» с многолетней «выдержкой»

Удивительное дело, за век с небольшим оренбургские перевозчики с одной лошадиной силы пересели на "скакунов" мощностью в несколько сотен лошадиных сил, однако свои профессиональные привычки сохранили без изменений. 

Для иллюстрации - небольшая выдержка из «Оренбургского листка» за декабрь 1902 года: «Извозчики в Оренбурге, действительно, ужасный народ! Такса для них не существует». У их потомков такса вроде бы есть, но волшебным образом она меняется, если «бомбила» видит, что пассажир находится в почти безвыходном положении. А любовь перевозчиков к «левым заказам», которую так ярко описали наши коллеги: «…будучи остановлен у вокзала железной дороги на пять - на десять минут, извозчик, видимо, обрадованный тому, что в это же время прибыли пассажиры запоздалого почтового поезда, подхватил кого-то из прибывших и исчез, вероятно, в том рассуждении, что мол этого успею отвезти и за тем успею приехать… Но не успел. И жандарм, и городовой помогали разыскать извозчика №283 и наёмщик искал, но извозчика не оказалось… И пассажиру пришлось возвращаться в город чуть не пешком. Вот каковы они у нас извозчики». Примерно так же в Оренбурге обстоит дело с «маршрутками» в 2011 году. Ни проведение конкурса, ни попытки «надавить на совесть» частных транспортных компаний не дают результатов: по вечерам оренбуржцы вынуждены простаивать на остановке в ожидании своего автобуса, который или ушёл «налево», или попросту отправился на отстой.

 В перманентно-неудовлетворительном состоянии до сих пребывает и часть учреждений здравоохранения . А ведь ещё корреспонденция в 1906 году знакомит нас с письмом жителей села Михайловское (ныне Шарлык), в котором они жалуются на то, что лечебница у них вроде есть, но её состояние «не как следует»: «Больные летнею порой ожидают врача и на дворе, и на улице - лежат, сидят, стоят, т.е. так, как кто в силах. Зимой толпятся в холодном коридоре, и часть в приёмной врача, совмещающей всё: и аптеку, и перевязочную комнату с грязным умывальником <…>. Весы «точные» и вполне пригодные, быть может, для взвешивания картошки, а не снадобий».

Забота о народе

Не удалось искоренить в сердцах чиновников и чрезмерное «радение» о благе народа.

То «перестараются» при наведение общественного порядка. «7 января в 2 часа дня ехал обоз в 26 лошадей, одна из лошадей испугалась и вырвалась из ряда. Блюститель порядка, городовой, принял крутые меры относительно возчиков, а именно он проводил обоз до Конно-Сенной площади и здесь натравил на них казаков, которые избили возчиков». Чем выше описанная ситуация столетней давности отличается от мер, которые принимают люди в погонах в наши дни?

То вдруг слишком озаботятся «моральным обликом» молодёжи («Из 2-го городского училища. В учительскую библиотеку училища запрещено выписывать «Русские ведомомсти», «Мир Божий» и Образование. Заботливость директора народного училища <…> видна и здесь». Для сравнения категоричное «нет» в ответ на вопрос, будет ли использоваться в оренбургских школах альтернативный школьный учебник по литературе, написанный писателями современности, хотя не исключается возможность его включения в учебный процесс в качестве дополнительного пособия в других регионах.

А чувствуете дух прошлого, витающий над нами, даже при беглом прочтении заметки о о бюрократической машине 1900-х годов?

«По-прежнему несутся циркуляры, сочиняются на злобу дня, распускаются лживые известия, чтобы опять-таки втереть обывателю очки, - констатируют корреспонденты начала прошлого века - Любопытнее всего, что правительство в минуты величайшей для него опасности пытается показать вид, что оно вопреки россказням революционеров и заграничной печати идёт навстречу народным интересам, что оно ещё сохраняет в себе творческие силы. Напрасно русское общество произнесло свой приговор, давно пришло к заключению, что на деле бюрократия представляет из себя выжатый лимон, что она исчерпала самое себя, у нея единственная «творческая» сила осталась - это пушки и нагайки, и бесцеремонный обман»...

Мы так же ставим извечные русские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» и не находим на них ответов.

Неужели права известный современный писатель Татьяна Толстая, говорящая, что «Россия - это большой сумасшедший дом, где на двери висит большой амбарный замок, зато стены нету; где врачи утратили разум, а пациенты по-своему хорошо соображают, что к чему, но притворяются ненормальными потому, что так интереснее, удобнее и волшебнее…»?

Многие из оренбуржцев живут и видят глупости, возводимые в ранг законов, понимают алогичность определённых решений, поступков, но предпочитают говорить: «От меня ничто не зависят. ТАМ, - указывая в сторону власть имущих, - уже всё давно решили». Безусловно пребывать в полусне проще, чем пойти против общепринятого. Но при всех укоренившихся несуразицах многие продолжают искренне любить свою хаотично-загадочную Родину. Может, в этой бескорыстной любви к своим достижениями и промахам и есть наша сила?

На «десерт»

Мы не могли пройти мимо проведённого газетчиками начала прошлого века сравнительного анализа городских смет: «В 1803 году голова получал 100 рублей и ½ копейки, а теперь (сто лет спустя. - Ред.) голова того же города получает 5000 рублей - и не ассигнация, а золотыми рублями. История муниципального управления города Оренбурга ждёт исторического исследования». Ждёт до сих пор… Знали бы наши предки, что век спустя при изучении зарплат чиновников оперировать придётся десятками тысяч бюджетных рублей.

Памятные события

1911 год

- Губернаторское «постановление по благоустройству Оренбурга» наложило запрет на деревянные тротуары: «Домовладельцы должны выстилать их каменными плитами, кирпичом или устраивать из асфальта».

- Ради улучшения ситуации с бешенством поднята тревога по поводу невыполнения постановления городских властей об увеличении «числа ловцов бродячих собак до четырёх». Городская дума приняла смету на содержание двух, третьего, пьяницу, уволили.

- В Оренбурге по инициативе прогрессивных врачей открыто отделение по борьбе с туберкулёзом, знакомившее население с мерами профилактики заболевания.

- Силами юных оренбуржцев заложен сад, известный многим горожанам как «Октябрьский».

1912 год

- На международной выставке в Турине (Италия) оренбургские пшеница и просо получили серебряную медаль.

- Проведён конкурс проектов здания Музея Оренбургского края на углу современных улицы Постникова и Паркового проспекта. Первая Мировая война, революция и гражданская война не позволили воплотить задуманное.

- Строительство железнодорожной ветки Оренбург - Орск, соединившей Россию с юго-восточными странами (губерния могла оказаться в стороне от важной торгово-экономической артерии страны, отстоять её интересы помогли казаки).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах