aif.ru counter
19.12.2018 12:42
238

«Выше всяких похвал». Искусствовед - об истории популярных ароматов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ в Оренбуржье 19/12/2018
Один из самых узнаваемых брендов - «Красная Москва».
Один из самых узнаваемых брендов - «Красная Москва». © / Евгения Чернова / АиФ

В доме стоит запах мандаринов и хвои? Значит на пороге Новый год. Пахнет ладаном и жареным гусем? Настала пора Рождества. В воздухе висит тонкий аромат ванильных куличей? На дворе - Пасха. Мы не замечаем, что каждый праздник невольно ассоциируется у нас с тем или иным ароматом.

Из аптеки - в косметичку

Традиционную новогоднюю выставку экспонатов подготовил знаменитый оренбургский искусствовед, Заслуженный деятель культуры РФ, доцент кафедры графического дизайна ОГУ Геннадий Найданов. В преддверии новогодних и рождественских праздников он приоткрывает тайну своей очередной коллекции ароматов.

Конец XIX - начало ХХ века по праву можно назвать «золотым веком русской парфюмерии». Сейчас мало кто знает, что российские парфюмеры занимали на престижных международных выставках гран-при, а в Париже им ставили такую оценку, как «выше всяких похвал».

А все начиналось с обычной аптеки. Именно там лежат основы парфюмерии. Душистое мыло, настои на травах, шампуни и прочие средства личной гигиены раньше можно было приобрести только у аптекарей. Гораздо позже духи и средства по уходу за телом и лицом вышли на прилавки обычных магазинов.

Мыло, настои на травах, шампуни раньше можно было приобрести только у аптекарей.
Мыло, настои на травах, шампуни раньше можно было приобрести только у аптекарей. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

«Стоит отметить, что сегодня снова возвращаются к этой тенденции, - рассказывает Геннадий Найданов. - Все больше косметических линий продают именно в аптеках, позиционируя это как показатель определенного качества».

К слову, изготовление склянок и флаконов тоже начиналось именно в аптеках и только потом вышло за пределы этой сферы. На выставке, начиная с аптечных склянок и весов, первых атрибутов будущей империи запахов, представлены оригинальные флаконы, этикетки и упаковки, рекламные проспекты парфюмерных компаний российского и советского периодов - волшебный мир винтажной парфюмерии.

Стеклянные емкости для хранения заказывались чаще всего за границей.
Стеклянные емкости для хранения заказывались чаще всего за границей. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

Русские корни

Какие ароматы самые знаменитые? «Шанель №5». К слову, этот аромат создан русским парфюмером, который работал во Франции. В России тоже были свои ароматы. Один из самых узнаваемых - «Красная Москва».

В 1900 году на фабрике «Брокар и Ко» молодым парфюмером Августом Мишелем был создан эпохальный парфюмерный шедевр, который назывался «Любимый букет императрицы», созданный в честь императрицы Александры Федоровны Романовой - супруги императора Николая II. По легенде ей был преподнесен букет восковых цветов, который был так искусно парфюмирован, что Александра Федоровна не могла остаться равнодушной.

На туалетном столике дам были целые наборы для парфюма в едином стиле. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

После революции 1917 года фабрика «Брокар и Ко» была переименована в «Новую Зарю», а «Любимый букет императрицы» - в «Красную Москву».

Удивляет то, что в течение многих десятилетий этот аромат главенствовал сначала в царской России, а потом и Советском Союзе. Он пережил множество катаклизмов и войн. После победы в Сталинградской битве, когда Великая Отечественная война стала наступательной, для поднятия духа в 1943 году фабрика «Новая Заря» возобновила производство духов «Красная Москва».

Еще один привет из советского времени - одеколон «Тройной». Во времена Советского Союза в любом парфюмерном отделе его можно было купить за копейки, очередей за ним не стояло, поэтому использовался он не всегда по назначению.

Коробочки из советского прошлого для всяких мелочей. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

История «Кельнской воды» насчитывает более трех веков, и задумана она была вовсе не как парфюм, а как некий эликсир, обладающий чудодейственными свойствами, способный исцелить едва ли не все болезни человечества. В инструкции четко указывалось, что средство может предохранить от чумы, вывести из организма яд, излечить желтуху, колики, ожоги и т.п. А еще оно прибавляло красоту, наделяя кожу лица гладкостью и прекрасным цветом. Одеколоном натирались, с его помощью снимали головную боль, нанося на виски. И не верьте знаменитой песне о том, что «Ален Делон не пьет одеколон». Французский актер может этого и не делал, но покупатели «Кельнской воды» могли вполне выпить пару-тройку чайных ложек, используя его как бальзам.

Отношение мужчин к парфюмерии менялось от полного неприятия до восхищения.
Отношение мужчин к парфюмерии менялось от полного неприятия до восхищения. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

В 1810 году Наполеон обязал всех, кто производит лекарства и микстуры, раскрывать рецепты своих препаратов. Производители одеколона не хотели делиться секретом и просто добавили в состав три душистых компонента - бергамот, лимон и нероли, - и назвали это парфюмерной водой. Отсюда, к слову, и название - «Тройной».

По некоторым сведениям в Россию этот одеколон принес тот самый Наполеон, желавший захватить нашу страну. Французу это оказалось не по силам, а вот одеколон у нас прижился надолго, за все время практически не меняя состав.

Коллекция, посвященная произведениям А.С.Пушкина.
Коллекция, посвященная произведениям А.С.Пушкина. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

Тайны Востока

Особыми ароматами всегда славились страны Востока и Индии. Шафран и карри, корица и пряный кардамон - все эти ноты можно найти в духах восточных парфюмеров.

«Восток - дело тонкое, не зря так говорят, - уверен Геннадий Александрович. - Их ароматы часто непривычны для европейцев, но обладают своей притягательностью и загадкой. Особая изюминка восточных парфюмов - упаковка: удивительные флаконы в стиле тысячи и одной ночи, золото и парча».

Восток - дело тонкое и очень красивое.
Восток - дело тонкое и очень красивое. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

К слову, традиционным способом хранить духи всегда были разные склянки - стекло не впитывает и не меняет аромат, а крышка-столбик из стекла на каждый флакон притиралась вручную и была гарантией, что аромат не смешается с чужими запахами, и ни одна капля драгоценных духов не будет утеряна.

Любимые запахи могут легко создавать настроение. Так что если до сих пор не удается почувствовать приближение нового года, можно растереть в ладони хвою, добавить корочку мандарина, вдохнуть аромат и вспомнить, как мало надо было для счастья в детстве.

Туалетное мыло советских времен было не слишком изысканным - ни по запаху, ни по оформлению. Фото: АиФ/ Евгения Чернова
Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество