123

«У каждого была своя линия фронта». Историк – о патриотизме и памяти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ в Оренбуржье 04/03/2020
Собранный Равилей Хисамутдиновой и студентами материал будет передан в Оренбургский государственный архив.
Собранный Равилей Хисамутдиновой и студентами материал будет передан в Оренбургский государственный архив. © / Анна Мурзина / АиФ

Послевоенное поколение росло рядом с теми, кто отвоевал право жить, любить, растить своих детей. Участники войны в те годы еще были молоды, но не любили рассказывать о войне. Сейчас уже многим детям ветеранов Великой Отечественной за 70 лет. И теперь они должны передавать память о тех событиях и своим детям, и  внукам. Как не потерять связь между поколениями? Как научить молодых ценить и беречь историческую память? На эти и другие вопросы отвечает Равиля Хисамутдинова, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания Оренбургского государственного педагогического университета.

Собирают по крупицам

Анна Мурзина, «АиФ Оренбург»: Практически все преподаваемые вами дисциплины – это период Великой Отечественной войны и послевоенное время. Почему?

Равиля Хисамутдинова: Родной брат моего отца воевал на фронте. У нас в доме висела его фотография, и родители знали, как он погиб, потому что с ним служил односельчанин. От него узнали, что дядю-пулемётчика оставили прикрывать отходящие войска в районе Смоленска, говорил, что снарядом ему снесло черепную коробку. Их мама, наша бабушка, плакала и говорила: «Наверное, даже кости не похоронены». Сорок первый год был - кто там кого хоронил…

Равиля Хисамутдинова - профессор, преподаватель, хранитель истории.
Равиля Хисамутдинова - профессор, преподаватель, хранитель истории. Фото: АиФ/ Анна Мурзина

Я помню эти рассказы с детства. Мои родители – с 1928 года рождения, «подростки» войны. Они нередко вспоминали, как работали в военное время, общались, чем жили. Никогда не забуду, как во время просмотра  фильмов отец переживал: «Ну как можно сдаваться в плен? Голыми руками душил бы фрица до последнего».

Мы росли на рассказах о войне, и рассказы эти звучали из уст очевидцев. Мы тогда не осозновали ясно, что с каждым годом ветеранов будет становиться всё меньше, и наступит время, когда мы станем записывать «воспоминания воспоминаний».

То есть рассказы детей и внуков ветеранов.

После восьмого класса я поступила в педагогическое училище, затем на историко-филологический факультет Оренбургского педагогического института.  И интерес к военной истории проявился с новой силой. Я понимала: чем больше узнаю, тем больше вопросов появляется. Когда поступила в аспирантуру, тема диссертации были известна заранее - сельское хозяйство Южного Урала в годы Великой Отечественной войны. Потом была докторская, вновь посвящённая войне и послевоенному периоду.

В 90-ые годы, когда начался развал Союза, и понятие патриотизма стало стремительно деформироваться, поняла, что должна приобщать студентов к сохранению исторической памяти. Мы разработали вопросы, которые они потом задавали участникам войны и труженикам тыла, записывали беседы на бумаге, сканировали письма и фотографии и оформляли эти ценные свидетельства в альбомы. Всё делалось для того, чтобы молодежь узнавала об истории не только из сомнительных книг, современных художественных фильмов и сети Интернет, где столько неправды, а иногда и откровенной лжи.

Я спрашиваю первокурсников: поднимите руку, кто знает, кто такая Зоя Космодемьянская?  Достаточно поднимается  рук. А Карбышев? – Два-три человека. О пионерах-героях никто не слышал. Когда я работала в школе, войну изучали целую четверть. Сейчас – пять часов отводится. Через несколько лет это поколение станет родителями. Что расскажут они своим детям о войне? Я требую от студентов 4 курса заучивать наизусть около 60 военных дат, знать карты военных действий, фамилии военачальников и Героев Советского Союза.

Многочисленные альбомы с сотнями копий писем, фотографий, документов будут переданы в архив.
Многочисленные альбомы с сотнями копий писем, фотографий, документов будут переданы в архив. Фото: АиФ/ Анна Мурзина

Предупреждаю, что без рефератов о ветеранах не допущу к экзаменам. Студенты брались за эту работу, и я видела, как менялись они сами, их отношение к жизни и друг к другу, размышления о будущем. За почти 20 лет накопилось колоссальное количество материала. Мы договорились с государственным архивом, что я всё сдаю им. Это будет мой личный фонд.

Письма, хранящие историю

- Что особенно трогает и запоминается в этих работах?

- Поразительно: день начала войны, и день Победы отпечатался в исторической памяти даже самых маленьких детей. Столько воспоминаний именно об этих днях! О дне Победы у каждого – свои, но они объединены чувством всеобщего ликования. Люди не спали, ходили из дома в дом, каждый был рад принять гостей. А ещё накрывали длинные столы прямо на улицах. Плакали и пели, угощали всех, кто оказывался рядом.

Без слёз невозможно читать письма солдат с фронта, написанные в марте-апреле 1945 г.  «Тут весна. Земля пробуждается. Вернулись дикие гуси, журавли, другие птицы. Для них войны будто и нет. Вьют гнезда как и тысячу лет назад. Мы тоже живем в предвидении хорошего, счастливого. Этой весной война закончится. Значит, мы можем рассчитывать на счастье. Эту возможность, свое право на счастье мы завоевали, отстояли силой оружия, ценой пота и крови. Многих товарищей мы потеряли. Мы обязаны испытать счастье и за них». Это из письма Фаттаха Гафурияновича Шамгулова, Героя Советского Союза, написанные 24 марта 1945 года. А парень погиб 18 апреля. Последнее письмо Константина Балахонцева его родные получили 21 апреля 1945 года, а 25 апреля его не стало. 

В учебниках описываются военные действия, какие войска за какой фронт отвечали, кто командовал, как проходили наступления и отбивались атаки противника. Но в школьных параграфах не пишут о повседневной жизни девушек-бойцов  на войне. Там нет уникальных свидетельств тех, кто в 18 лет ушёл на фронт и четыре года жил в этом аду. Изо дня в день, год за годом, привыкая, приспосабливаясь, находя смысл и помогая тем, кому требовалась помощь. А в материалах, которые по крупицам собирали студенты – всё это есть.

Ветеранов с каждым годом все меньше. Тем дороже сохраненные воспоминания участников войны и тружеников тыла.
Ветеранов с каждым годом все меньше. Тем дороже сохраненные воспоминания участников войны и тружеников тыла. Фото: АиФ/ Анна Мурзина

- Что помогло нашему народу выстоять и победить?

- Осознание единства, сплочение, понимание, что от каждого зависит судьба целой страны и будущих поколений. У каждого была своя линия фронта. Юрий Левитан так читал сводки, что даже если это были сведения об отступлениях, все продолжали верить, что победа будет за нами. Его оружием стал его голос, Я считаю, это великий подвиг!

Оружием художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова – Кукрыниксов - стала сатира, поэта Юлии Друниной – стихи, наполненные верой и сокрушающей силой, герой поэмы Александра Твардовского Василий Тёркин получил всенародное признание и любовь.

Надо отдать должное пропаганде тех лет. Со временем это слово приобрело негативный оттенок, но она была необходима как объединяющий фактор, доносивший основные задачи того времени. Люди знали, что деньги, которые они отдадут, пойдут на самолёты и танки, что варежки и носки спасут солдат от мороза, что снаряды, которые круглосуточно изготавливали на эвакуированных предприятиях подростки, ждут на передовой.

Об этом хорошо знают те, кто учился в Советском Союзе, поэтому я считаю, что советское образование выполнило свой долг перед ветеранами. И сейчас необходимо давать современной молодёжи знания об истории своего Отечества. Это непросто, но результат заслуживает вложенных усилий.

В курсовых студентов - копии фотографий и документов. Оригиналы хранятся в семьях.
В курсовых студентов - копии фотографий и документов. Оригиналы хранятся в семьях. Фото: АиФ/ Анна Мурзина
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах