Буллинг – агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого. С развитием цифровых технологий буллинг шагнул в интернет. И если взрослый человек всё-таки может защитить себя, в школе без помощи специалистов не обойтись.
Почему они это делают?
Тему отношений внутри коллектива попытались разобрать на очередном заседании семейного клуба «Шаг навстречу». Кто чаще всего провоцирует травлю и возможно ли защитить ребёнка, оказавшегося в таком незавидном положении?
– Больше всего меня удивило, что, когда школьников спросили, почему они это делают, никто из них не смог дать вразумительного ответа. А главная зачинщица вообще заявила, что они просто шутили и ничего плохого не имели в виду. Как же не имели, если моя внучка постоянно приходила домой подавленной! – возмущается Надежда.
По мнению психологов, такая ситуация – типичное явление буллинга в школе.
– Данное поведение является типичным для организаторов травли – они никогда не признают свою вину. Каждую свою выходку они пытаются оправдать тем, что якобы шутят или не имеют в виду ничего плохого. При этом они никогда не могут чётко обозначить причину травли. Она почти всегда возникает на пустом месте, – замечает практикующий психолог, руководитель Центра социально-психологической помощи и развития Оксана Карымова.
Буллинг можно спутать с обычными конфликтами. Принципиальное отличие в том, что в буллинге всегда три стороны, а не две: агрессор, жертва и наблюдатели. Последние могут быть как безмолвными свидетелями, так и активными «болельщиками». Также чёткая разница между ними прослеживается в двух аспектах: конфликт носит разовый характер (после выяснения отношений стороны примиряются) и имеет чёткую причину. Буллинг же – процесс затяжной и систематический. И видимых причин для него нет. Единственное объяснение, которое удалось найти психологам, – ученика травят лишь потому, что он «не такой, как все». А сама «инаковость» может выражаться в чём угодно – начиная от внешнего вида и заканчивая национальностью или инвалидностью ребёнка.
Но бывают и ещё более сложные ситуации. Дочь Татьяны учится в школе, в которой преобладают представители определённой национальности. И в 10-летнем возрасте она столкнулась с серьёзным недовольством одноклассников.
– Для меня наибольшим шоком стало даже не то, что одноклассники выказывали недовольство из-за её национальности, сколько то, что к ученикам подключились учителя, – рассказывает Татьяна.
К сожалению, подобное действительно встречается в школах – на притеснения со стороны учителей жалуется каждый пятый ребёнок.
– Нередко обращаются родители детей с особенностями развития, – рассказывает руководитель службы детского телефона доверия Оренбургской области Венера Асманова. – Из-за того, что педагог акцентирует негативное внимание на инвалидности ребёнка, остальные дети автоматически подключаются к травле. Не менее чудовищно и замалчивание проблемы. В связи с многочисленными проверками учителя стараются не выносить сор из избы и не сообщать о фактах агрессии школьников. Но порой педагоги и сами не знают, как вести себя в том случае, если ученики объединились против одной жертвы.
В последнее время число обращений детей, оказавшихся на месте главной героини фильма «Чучело», на детский телефон доверия значительно выросло. Данная проблема находится на втором месте после конфликтов с родителями и несчастной любви. Причём звонят не только дети – к обсуждению проблемы подключаются родители и учителя. И этот момент радует специалистов. Проблему буллинга необходимо решать непременно с помощью взрослых.
– Особенно возмутительны попытки доказать, что буллинг был всегда, и это «нормально». Чаще всего это говорят те, кто не желает решать данную проблему, так как не знает, что с этим делать. А между тем она родилась не вчера и существует в самых разных странах. И хорошо, что сегодня об этой теме говорят вслух. Это означает, что мы наконец перешли от наблюдения к действиям, – отмечает Венера Асманова.
«Злыдни» в Сети
Травля как явление существовала в разные периоды времени, в разных слоях общества и социальных группах. Наиболее ярким примером всегда является школа, причём – среднего звена, когда происходит активное взросление. Эмоциональное состояние подростков нестабильно, что приводит к постоянным стычкам между ними.
– Школы, и тем более классы, относятся к закрытым группам с собственным микроклиматом. Как правило, «распределение ролей» происходит в первые годы. Если в первом классе нет чёткого деления на подгруппы, то начиная класса со второго-третьего школьники разбиваются на кружки по интересам. И не исключено, что кто-то из них не найдёт для себя подходящую группу и остаётся одиноким, – объясняет психолог Оксана Карымова. – Причём специалисты отмечают, что в последние годы буллинг заметно «помолодел». Если раньше он был типичным явлением в среде ребят от 12 до 14 лет, то теперь – с 10, а в некоторых случаях даже с детсадовского возраста.
С расцветом интернета конфликты стали процветать в соцсетях. Психологи отмечают, что Всемирная паутина стала не только символом прогресса, но и подстегнула новый виток травли.
– Возможность высказать собеседнику всё, что о нём думаешь, спрятавшись за монитором компьютера, дарит и подросткам, и даже взрослым людям ложное ощущение вседозволенности. Люди не понимают, что за интернет-травлю тоже может последовать наказание, – комментирует Оксана Карымова, – что с помощью интернета человеку можно испортить жизнь.
По мнению специалистов, нередко в буллинге используются интимные фотографии и компрометирующие сообщения из личных переписок. Влюбленные молодые люди, пересылающие друг другу так называемые «нюдсы», могут столкнуться с огромными проблемами, если обиженный парень или девушка решит отомстить. Аналогичная история уже имела место в Оренбуржье, когда девушка из сельской местности вынуждена была сменить место жительства из-за слитых в интернет пикантных фото.
Молчать нельзя наказывать?
Можно ли привлечь обидчика к ответственности? Операторы телефона доверия замечают, что практически каждый, кто жалуется на издевательства со стороны сверстников, мечтает отомстить за обиды любым доступным способом, начиная от написания петиций и заканчивая рукоприкладством. Специалисты в один голос утверждают – проблему нельзя спускать на самотёк. К разрастанию буллинга зачастую приводит как раз чувство безнаказанности. Пострадавший должен сам выбрать – ограничиться разъяснительными беседами с привлечением родителей и администрации школы или идти дальше.
– Привлечь к ответственности реально любого, даже если это – анонимный собеседник в чате, – разъясняет юрист-консультант Игорь Бакуменко. – В любом случае родителям необходимо ставить вопрос перед руководством учебного заведения. Если это не привело к нужному результату, пострадавшие могут обратиться в полицию или инспекцию по делам несовершеннолетних. Если речь идёт о кибербуллинге, то стоит иметь в виду, что он не имеет отдельной статьи, однако виновное лицо может быть привлечено за хулиганство, клевету, нарушение неприкосновенности частной жизни, угрозы убийством или другой статье в зависимости от своих действий и их последствий.
Психологи утверждают, что гармонично развитая личность не станет прибегать к насилию в группе. А значит, стоит проверить самого агрессора. Не исключено, что и сам он подвергается притеснениям или издевательствам в своей семье и таким образом пытается отыграться за собственное бессилие.