Считанные недели остаются до окончания ремонта главных автомобильных магистралей центра Оренбурга – Володарского и Постникова. Работы тут вышли на финишную прямую, уже уложен асфальт и нарисована разметка. Вот только вместо четырёх полос для движения, как раньше, на Володарского оставили всего две. И – нарисовали крохотные парковочки для мини-машинок.
Городская автомобильная «диета»
Капремонт улиц Володарского и Постникова – пожалуй, самый долгожданный проект для автомобилистов Оренбурга в этом году. С начала августа две основные магистрали в центре полностью перекрыты для движения, и город скоро полгода, как задыхается в пробках. Но водители готовы были потерпеть ради того, чтобы потом с ветерком промчаться по новенькому асфальту.
Но теперь, похоже, промчаться не получится. Проезжую часть сделали более узкой, отдав часть «машинного» пространства под тротуары и велодорожку. А под парковки разметили кусочки асфальта 1 на 4 метра: для «Оки» или «Дэу-Матиза» сойдёт, а вот уже «Лада Веста» или какой-нибудь «паркетник» уже точно не втиснутся.
Разработчики проекта, по которому так перекромсали улицу, АНО «Центр развития архитектуры и городской среды Оренбургской области» объяснили: оказывается, в определённых местах улицы Володарского наблюдается избыточная ширина проезжей части, которая используется под стихийную парковку.
– Мы пришли к выводу, что можно применить общемировую практику так называемой «городской диеты», когда излишние полосы упраздняются и отдаются под тротуары, озеленение, велодорожки. Соответственно, мы предложили решение сделать три полосы, одна из которых будет организована либо для реверсивного движения, либо для поворота налево, и парковочные карманы с двух сторон, – прокомментировал главный архитектор проекта Евгений Попов.
Почувствуй себя итальянцем
Правда, опытные водители и строители тонкую идею с «городской диетой» не оценили. И резонно считают, что уменьшение проезжей части приведёт к заторам и пробкам.
– Проект, видимо, скопирован с какой-то европейской «кальки». Действительно, на узких улочках старых европейских городов, особенно в Италии, Испании, Франции, практикуется такая параллельная парковка, «нос к корме», на маленьких площадках. В отличие от нашей парковки «ёлочкой». Но в Европе совершенно другой климат, там практически не бывает снега, и люди ездят на маленьких машинах. А у нас один внедорожник займёт три парковочных места, остальные же завалят снегом при расчистке дорог, – уверен кандидат на конкурс в мэры Оренбурга, технический директор строительной компании Юрий Богатов.
Эксперт вспоминает, что в 2000–2010-х годах при прежних мэрах улицы города «расшивали» по максимуму, отдавая приоритет транспорту. Теперь идёт крайне спорный обратный процесс – отдают приоритет велосипедистам. Идея, может, и звучит красиво, особенно в нынешних экотрендах. Но велосипед – это 4 месяца в году, пока тепло и сухо. В 20-градусный мороз на велике точно на работу в центр не поедешь.
Впрочем, зауженные улицы и велодорожки вполне органично вписываются в концепцию, которую уже не первый год обсуждают в недрах администрации и архитектурных ведомств. Суть её в том, чтобы вообще ограничить движение частного транспорта в центре города. Или прогуливаемся пешочком – или едем на автобусе. Идея, кстати, вполне заслуживающая внимания. Но только при условии, что этот самый общественный транспорт будет работать как часы, проезд – недорогой, соседями на «сидушке» в «Волгабасе» станут мэр и губернатор, спешащие на работу, как и все прочие, в безавтомобильную зону.