Времена, когда по улицам или даже квартирам ходили гадалки и предлагали «снять порчу», «вернуть любимого» или «наказать соперницу» уходят в прошлое. Денег доверчивые граждане тогда лишались немалых, но масштаб мошенничества с сегодняшним днем не сравнить.
Преступники уходят в сеть
Принципы мошенничества остаются практически теми же, что и десять лет назад – запугать, ввести в состояние крайнего волнения и предложить срочную «помощь». Самым распространённым видом мошенничества на сегодняшний день является фишинг, когда злоумышленник представляется сотрудником банка и сообщает об угрозе, которая якобы нависла над сбережениями клиента.
Чтобы избежать потерь, предлагает вам перевести деньги на резервный счёт, просит сообщить данные банковской карты, три цифры с обратной её стороны, код из смс-сообщений. Результат – потерянные деньги, стресс и довольно долгая и непростая процедура расследования уголовного дела, если человек решает обратиться в полицию.«В ряде случаев пострадавшие нелегко идут на контакт с сотрудниками полиции, - делится тонкостями своей работы старший дознаватель отдела организации дознания майор полиции Людмила Цыганова. - Человек уже пережил потрясение и во время мошенничества, и потом, когда осознал, что он обманут. А теперь он ещё должен принять участие в нескольких допросах, вновь вспоминать обстоятельства обмана. Иногда люди что-то не договаривают, боясь выглядеть глупо. Но чем более подробным и правдивым будет рассказ, тем выше шанс раскрыть преступление».
Сотрудники полиции постоянно повышают свою квалификацию, проходят специальное обучение, в том числе в области IT-технологий. При раскрытии преступлений дознаватели восстанавливают переписку с мошенниками, номера телефонов, с которых они звонили, если потерпевшие всё это удалили.
И стар, и млад
Те, кто думают, что пожилых обманывают чаще - ошибаются. Статистика показывает, что более половины жертв мошенников – люди в возрасте 25-40 лет. Именно они – активные клиенты банков, чаще совершают покупки и продажи в сети Интернет, зарабатывают с его помощью. А вот чаще верят лже-сотрудникам банка люди пожилые.
Однако способов мошенничества с использованием телекоммуникационных технологий с каждым годом становится всё больше. Казалось бы – всего несколько правил, которые надо неукоснительно выполнять, и сохранность средств будет гарантирована.
«Никому и никогда не сообщайте пин-код, реквизиты своей банковской карты, - продолжает Людмила Александровна. - Среди способов мошенничества - сообщение либо о блокировке вашей карты, либо о том, что кто-то якобы пытается списать с неё деньги. Могут напугать сообщением о том, что на вас, якобы, оформляется кредит. Как только просят сообщить номер банковской карты, CVV-код – три цифры на оборотной стороне карты, а также назвать пароль, отправленный на ваш номер телефона, - это стопроцентная гарантия, что с вами говорят мошенники. Ни в коем случае не сообщайте никогда и никому номер карты, пин-код и пароли из смс».
Так было в уголовном деле, по которому проходила жительница Переволоцкого района. Женщина разместила в социальных сетях сообщение о том, что у неё непростое материальное положение, тяжело болеют дети. Отзывчивые граждане, причём не только из России, но и из-за рубежа, присылали оренбурженке деньги - доказано 11 эпизодов.
Другой случай – жительница областного центра предложила желающим «волшебный» браслет, обещая, что он поможет решить все проблемы. Стоимость «волшебства» - 3 тысячи рублей за штуку. Желающие приобрести браслет нашлись, отправили «мастерице» деньги. На самом деле стоимость изделия граничила в пределах 100 рублей. Не получив обратно отправленные деньги, одна из покупательниц обратилась с заявлением в полицию.