Мансуру Юсупову – 28 лет. Он выпускник детской школы искусств небольшого городка Абдулино в Оренбургской области. Сегодня – титулярный органист Кафедрального собора в Калининграде. Молодой человек стал лауреатом Международного конкурса им. Браудо, который проводится в Санкт-Петербурге один раз в пять лет.
О том, кто привёл его в музыкальную школу, где он проходил практику и почему решил освоить тонкости ухода за самым сложным инструментом, музыкант рассказал корреспонденту «АиФ» в Оренбуржье».
Музыкантом хотел быть всегда
Анна Мурзина, «АиФ Оренбуржья»: Расскажите о своей семье.
Мансур Юсупов: Я родился в цветущем Душанбе, а в Абдулино попал, когда мне было 4 года. Среди моих предков – и таджики, и татары. Мой прадед – из села Староаширово Матвеевского района, прошёл всю Великую Отечественную войну, дошёл до Кёнигсберга, нынешнего Калининграда, где я сейчас и живу.
В моей семье нет музыкантов, я первый. Родители уже на пенсии. Мама в прошлом – медсестра, папа – моряк.
– Часто «на музыку» детей отдают против их воли. Кто в вашей семье решил, что вы будете заниматься фортепиано?
– Учиться в музыкальной школе всегда хотел сам, меня туда отвёл папа. Моей первой учительницей стала Елена Викторовна Попова, замечательный человек и музыкант. Конечно, моим любимым предметом было фортепиано. К сожалению, дома оно у меня появилось достаточно поздно, поэтому в свободное время я старался заниматься в школе.
В старших классах захотел продолжить музыкальное образование, тогда же и решил стать профессиональным музыкантом. В Абдулино меня многие отговаривали, у всех эта профессия ассоциировалась только с низкой зарплатой учителя. И только Елена Викторовна меня поддерживала.
Поступил в Оренбургский музыкальный колледж в класс замечательного учителя Татьяны Александровны Лебедевой. Это было по-настоящему продуктивное и счастливое время. Я все четыре года с жадностью впитывал знания, которые давались на уроках. С Оренбургом у меня связаны самые тёплые воспоминания.
Далее был сложный путь к двум консерваториям. Сначала – в Казанскую имени Н.Г. Жиганова, где я начал обучение игре на органе. Не могу объяснить, почему это произошло – для меня самого этот выбор был неожиданным. Но в какой-то момент так затянуло, что решил полностью посвятить себя органу и отказался от фортепиано совсем.
Я имел счастье учиться у народного артиста России, ректора консерватории Рубина Кабировича Абдуллина, который в общем и перевернул всю мою жизнь. А также у феноменальной органистки Лады Владимировны Лабзиной. Лада Владимировна – главный органист и хранитель органа Московского концертного зала «Зарядье», лауреат международных конкурсов, ответственный секретарь Международного конкурса органистов им. М. Таривердиева и гениальный педагог.
В Калининград попал, когда учился в консерватории. Я и ещё один органист выиграли конкурс на места титулярных органистов Кафедрального собора. Это знаковое место. В этом соборе захоронен великий философ Иммануил Кант, здесь находится самый большой органный комплекс России, который насчитывает 8525 труб и 122 регистра. Конечно, для меня стало огромным счастьем играть здесь, и делаю я это уже на протяжении более трёх лет.
На одной сцене с мировыми звёздами
– Конкурсы – это испытание или больше всё-таки удовольствие? Зачем органисту соревноваться со своими коллегами?
– Конкурсы – это возможность увидеть и услышать то, что умеют другие, понять, где стоит что-то доработать. Это новые горизонты.
За годы учёбы я стал лауреатом нескольких конкурсов. В их числе – знаменитый X Международный конкурс органистов им. Микаэла Таривердиева, где получил вторую премию и приз зрительских симпатий.
На III Международном конкурсе органистов им. И.А. Браудо был удостоен первой премии. Барочную часть играли на органе лютеранской церкви святой Марии, а романтическую – на историческом инструменте католического храма Матери Божией Лурдской. Финал прошёл в Санкт-Петербургской капелле, я исполнил композиции Ференца Листа и Оливье Мессиана.
Мне посчастливилось неоднократно побывать в учебных поездках в Германии, Нидерландах, Австрии, Финляндии. Я счастлив, что сыграл сольный концерт в знаменитом Домском соборе Риги.
Кроме игры на органе, я также освоил тонкости ухода и настройки самого сложного в мире музыкального инструмента. Мне хотелось знать о нём всё – как он дышит и живёт, как продлить его жизнь. Я стажировался сначала у мастеров Санкт-Петербургской филармонии, а затем на органостроительной фирме «Клайс», которая находится в германском городе Бонне. Этой компании больше 120 лет. Именно её специалисты реставрировали орган в Пражском соборе, построенный в 1671 году, а на Филиппинах – бамбуковый орган XVIII века, чьи трубы сделаны из стволов бамбука разной толщины.
– Где побывали с концертами?
– Я давал концерты во многих российских городах от Калининграда до Иркутска. В этом году мне выпала честь сыграть на инаугурации большого органа в новом концертном зале «Зарядье» в Москве. Среди приглашённых участников были такие органисты, как Оливье Латри – выдающийся французский музыкант, органист Нотр-Дам де Пари, профессор Парижской консерватории, почётный солист Монреальского симфонического оркестра; Тьерри Эскеш – французский композитор, музыкальный педагог, закончил Парижскую консерваторию; Гуннар Иденстам – музыкант-универсал, композитор, импровизатор и автор многочисленных переложений шведской народной музыки, многие другие выдающиеся органисты мира. Этот концерт попал в Книгу рекордов Гиннеса как самая продолжительная инаугурация органа, которая длилась 24 часа.
Я бы очень хотел, чтобы когда-нибудь и в любимом Оренбурге появился орган, чтобы когда-нибудь сыграть здесь концерт. Ведь во многих региональных центрах ещё с советских времён сохранились и звучат эти уникальные инструменты.