Примерное время чтения: 9 минут
321

Лучший пример – личный. Оренбуржец награждён знаком «За наставничество»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аиф в Оренбуржье 21/06/2023
2023 год – Год педагога и наставника.
2023 год – Год педагога и наставника. / pixabay.com / pixabay.com

Знаком отличия «За наставничество» награждают за заслуги в профессиональном становлении молодых специалистов и активную наставническую деятельность.

О том, чем сегодняшние абитуриенты отличаются от поступающих прошлых лет, на чём сегодня воспитывать молодёжь и зачем в школах организуются профильные психолого-педагогические классы, беседуем с награждённым, заведующим кафедрой педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета Артуром Аллагуловым.

Вопросы идеологии

Анна Мурзина, «АиФ Оренбург»: В советское время был комсомол, пионерия. Сейчас на чём воспитывается молодёжь?

Артур Аллагулов: Когда я готовил выступление на областное августовское педагогическое совещание работников образования, я разбирался в этой теме. Проанализировал ELIBRARY.RU, это национальная библиографическая база данных научного цитирования. До 2014 года интерес к тематике – патриотизм, любовь к родине, – был очень низким. 2014 год – воссоединение с Крымом. Это событие всколыхнуло страну, придало новый импульс в развитии теоретико-методологических основ воспитания. Отмечу, что именно в 90-е годы материальные ценности подменили духовные. Это была культурно-идеологическая экспансия в отношении России.

Конечно, и в 90-е, и в нулевые годы были государственные программы по патриотическому воспитанию, но в основном они носили декларативный характер. Но мы же говорим о действенном патриотизме, когда человек готов предпринимать конкретные поступки на благо общества. По результатам социологических исследований 80% опрошенных считают себя патриотами. Предпринимать конкретные действия для процветания родины и заявлять о своей любви к ней – не одно и то же.

Не случайно 9 ноября 2022 года Президентом РФ был издан Указ об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Сейчас внесены изменения в государственные программы, активно работает национальный проект «Образование». Наконец-то мы задумались, что деструктивной идеологии должен был поставлен заслон.

В советские годы был ориентир – построение светлого коммунистического будущего. В 1961 году принят Моральный кодекс строителя коммунизма, коммунистическое воспитание рассматривалось, как синоним нравственного. И все субъекты, которые оказывают влияние на взрослеющую личность, были вовлечены в этот процесс. Что произошло потом? Кто стал обязан заниматься воспитанием? Школа. Но при всём моём уважении к её потенциалу, мы должны понимать, что существует ещё очень много факторов, влияющих на формирование личности.

урок рисования, изо, школа, дети рисуют
урок рисования, изо, школа, дети рисуют Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

В 2015 году принимается Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Цели ставились благие, выстроен механизм реализации. В ней было обозначено, что не только образовательная организация несёт ответственность за подрастающее поколение, но и, например, органы государственной власти. Механизмы должны были включить повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей, таких как педагог, воспитатель и тренер. Проговаривалось создание атмосферы уважения к этому труду, разработка мер по их социальной поддержке, развитие кадрового потенциала и прочее. Но кто помнит об этой Стратегии сейчас?

Это очень интересная сфера – взаимоотношения двух миров – взрослых и детей. В советское время дети шли к взрослым за ответом, когда возникали вопросы: к родителям, к учителю. Сегодня мир взрослых заменил интернет. Но как хорошо отметил академик, педагог и психолог Давид Фельдштейн, мир взрослых допускает очень серьёзную ошибку при воспитании, не учитывая генезис развития мира детства и того, что для него характерно. Какая модель привычна? Когда взрослый говорит: ты должен сделать или поступить так-то и так-то, потому что я взрослый, я лучше знаю, я говорю тебе делать так. У ребёнка нет альтернативы, нет права выбора. Как следствие, личность не развивается самостоятельно.

– А если выбор будет сделан такой, что пойдёт вразрез с той же Стратегией, к примеру?       

– А это уже взрослые где-то упустили на начальном этапе. Я имею ввиду установление диалога с ребёнком, доверие его ко взрослому. Должен быть диалог. Воздействие – косвенное, мудрое управление, чуткое.

Мне довелось быть делегатом в заседании комитета ГД по просвещению, там поднимался этот вопрос. Есть такое понятие – «ответственное родительство», которое, между прочим, тоже нужно воспитывать.

Возвращаясь к отечественным традициям

– Старшее поколение помнит, как его воспитывали лозунгом «сам погибай, а товарища выручай». Сейчас в обществе сильны тенденции, обращающие человека к себе, утверждающие ценность личности, собственного «я». 

– Эта ориентация на индивидуализм и разрушение коллективизма начались в 90-е годы. У нас индивидуализм превратился в эгоизм. Коллектив – это же не только ты – для коллектива, но и общество – для тебя. В советском обществе был перекос, и когда Сухомлинский написал в своей работе «Духовный мир школьника», что коллективное не должно преобладать над личностным, а должно находиться в гармонии, его сразу же пригвоздили к позорному столбу, обвинили в лжегуманизме. А смысл был в том, что интересы личности должны совпадать с интересами коллектива.

Фото: АиФ/ Евгения Гаева

Сейчас наблюдается некоторая идеализация советского воспитания. В то время критиковали образование и воспитание в дореволюционной России. На мой взгляд, мы должны отказаться от разрушения. Я за позицию модернизационного подхода, за эволюционно-поступательное развитие. Не за революционный путь – разрушить до основания, а за усовершенствование – в соответствии с новыми реалиями и требованиями. И сейчас уже выстраивается эта канва, в том числе и в организации патриотического воспитания, когда лучшее берётся и из советского воспитания, и из дореволюционной России. Возвращаемся к опыту своих педагогов. В 2007 году под эгидой Российской академии образования и под руководством Михаила Викторовича Богуславского выпущен учебник по истории педагогики, в котором акцент сделан на отечественных педагогических традициях. 

ЕГЭ – за или против?

– Что скажете по поводу ЕГЭ?

– У государства всегда должен быть инструментарий оценки качества образования. До введения ЕГЭ школа сама себя оценивала, учитель – сам себя. ЕГЭ даёт конкретную картину состояния образования. С другой стороны, не должна быть абсолютизация этого инструментария. Не случайно некоторые вузы сохранили право проведения своих собственных экзаменов. И это правильно.

Вообще говоря, когда принимали федеральный государственный обязательный стандарт общего образования, в него заложили и результаты его освоения: личностный, метапредметный и предметный. ЕГЭ оценивает только предметный результат. Личностный отражает готовность обучающихся к саморазвитию, их мотивацию к обучению, характеризует личностные качества и социальные компетентности. Метапредметный определяет степень освоения универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных. Отражает их ЕГЭ? Конечно, нет. Должна быть какая-то дополнительная форма, но сказать, что отмена ЕГЭ – это решение всех проблем – нельзя.

– Насколько родители вовлечены в учебный процесс?

– Все возможности для конструктивного сотрудничества есть. Главное, чтобы это не превращалось в контрольный надзор. Некоторые мамы и папы решили взять на себя такую функцию. Это ошибочное решение. Там, где выстроено грамотное взаимодействие – школы расцветают, развиваются, становятся тем самым социокультурным центром, в котором нуждается общество. Это огромный труд с обеих сторон, но большая ответственность – на педагогах как профессионалах своего дела.

– Каждый год педуниверситет выпускает около 500 молодых специалистов. Вакансий по области примерно 400. И эти цифры постоянны из года в год. Почему так получается?

– Приходящий в школу выпускник вуза сталкивается со многими проблемами. Отсутствие своего жилья, невысокая зарплата, большая ответственность, отчётность, отнимающая массу времени… А перед глазами – сетевые магазины, например, где зарплата та же, а ответственность – за товар, а не за детские души.

Мы когда подорвали уважение к этой профессии? Когда ввели понятие «образовательная услуга». Вся гуманистическая сущность педагогики пошла под откос. В прошлом году этот термин из федерального закона убрали, теперь это просто «образование». Государство предпринимает определённые меры, но изменение отношения общества – дело небыстрое. Образовательные организации находятся в ведении органов местного самоуправления, которые в большинстве своём – дотационные. Хотя помимо экономических механизмов мы не должны забывать о психолого-педагогической поддержке педагогов. И наставничество здесь важно, как никогда.

Фото: АиФ/ Илья Романов

Но всё-таки в последнее время я вижу, что поступать приходят сильные выпускники, с хорошей мотивацией. Педагогический университет второй год взаимодействует со школами, в которых организуются профильные психолого-педагогические классы. В них учатся те, кто твёрдо решил выбрать профессию педагога. Институт педагогики и психологии совместно с другими структурными подразделениями нашего университета организует форумы, профильные смены, дни открытых дверей, мастер-классы опытных педагогов и психологов. Чтобы будущий студент узнал о своей будущей профессии как можно больше от людей, которые выбрали её делом своей жизни. С нового учебного года работа будет продолжена в более широком формате. 

2023 год – Год педагога и наставника, и я очень надеюсь, что уже в этом году педагогов приравняют к государственным служащим. А это уже другой статус, который также будет работать на повышение престижа нашей профессии в обществе.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах