218

Когда оживают тени прошлого. Кому в Оренбуржье нужен театр?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ в Оренбуржье 31/03/2021
Если вы не идёте в театр – Мобильный исторический театр теней придёт к вам.
Если вы не идёте в театр – Мобильный исторический театр теней придёт к вам. / Наталия Ермашова / Из личного архива

Целый год ограничений на проведение массовых мероприятий дал нам понять, что мы соскучились - по театру, по концертам, по атмосфере праздника, по общению с единомышленниками, и не только.

О том, кому сегодня нужен театр, как ставить спектакли, чтобы они были интересны молодёжи, где искать средства на реквизит и оборудование и как выйти за рамки школьного драмкружка, беседуем с руководителем Мобильного исторического театра теней «Лица во времени» Наталией Ермашовой. 

Найти новую форму

Анна Мурзина, «АиФ Оренбург»: Откуда у вас, человека с педагогическим образованием, эта идея - организовать театр?

Наталия Ермашова: Я почти 20 лет была на радио автором программы «Лица во времени». Этот большой проект мы делали вместе с сотрудниками областного архива. Видела сотни уникальных документов о знаменательных событиях и людях, которые меняли ход истории.

За это время накопилось много материалов, среди них – расследование, которое началось с маленькой заметки в газете про оренбургского казака Василия Балабанова, ставшего легендарным отцом Паисием. Оказалось, его судьба просто невероятна – Русско-турецкая война, вероотступничество, секта, паломничество в Киево-Печерскую лавру, духовная миссия в Абиссинию, а параллельно ещё и история любви.

Его жизнь была настолько богата, многогранна и вызывала споры, эмоции, желание узнать ещё больше, что я долгое время искала всю информацию о нём. В конце концов, написала пьесу. Хотелось, чтобы люди узнали о нашем земляке, а это можно было сделать с помощью театра. Вот так и придумала Мобильный исторический театр теней «Лица во времени».

Если вы не идёте в театр – театр придёт к вам. Почему нет? Мы можем добраться с артистами и оборудованием до любого отдалённого села, школы, библиотеки и показать спектакль даже в самом небольшом помещении. А история нашего края богата, не на одну сотню премьер хватит.

- Кому сегодня нужен театр? Неужели современную молодёжь может увлечь история жизни казака, который жил в XIX веке?

- Наш спектакль посмотрели уже больше 4500 человек, мы проехали по нескольким районам, наша книга отзывов полна благодарных откликов, пришлось даже завести  уже вторую.

Любовь, поиск своего пути, предательство, страх, вера – эти понятия были и будут всегда, они волнуют и вызывают отклик. Придумать форму, которая была бы актуальна для восприятия сегодняшней молодёжи – моя задача как руководителя театра. Клиповое мышление никто не отменял – хорошо это или плохо – уже другой вопрос, но это реальность. Молодёжь будет всякий раз отличаться от предыдущего поколения - это аксиома, и каждый раз надо придумывать нечто новое, что будет ей интересно.

Тени дают возможность включать собственную фантазию. Наш спектакль вместе с ремаркой длится  около часа, а зрителям кажется, что намного дольше. Это из-за того, что высока концентрация - образы, голоса, интонации, полутона. А ещё видеоряд и музыка. Зрители очень хорошо принимают эту метафору – когда оживают тени прошлого.

И потом, наши актёры – это оренбургские студенты вузов и ссузов, многие – это приезжие из районов, выпускники сельских школ. Мы набрали два состава по пять человек, чтобы была взаимозаменяемость. Конечно, посмотреть на них из зрительного зала  приходят однокурсники, друзья, с ними заводят знакомство их ровесники во время наших выездов. Так что у нас много молодёжи среди аудитории.

Зрители в районах не избалованы вниманием творческих коллективов. Но и в городах немало людей, которые ни разу не бывали в театре.  

Актеры театра - студенты вузов и ссузов.
Актеры театра - студенты вузов и ссузов. Фото: Из личного архива/ Наталия Ермашова

Гранты – наше все

- На какие средства существует театр?

- Я выиграла два гранта, хотя, когда писала их, не верила, что получится. И получилось-то не с первого раза. Там очень много тонкостей, о которых узнаёшь, только когда идешь по этому пути самостоятельно. Я зарегистрировала фонд, чтобы иметь больше возможностей, оказалось, организовать НКО было и проще, и дешевле, но никто не подсказал на том этапе.

Поддерживать культуру никто не спешит, если у тебя нет громкого имени. Но, видимо, я была убедительна, а моя идея актуальна, если сумела получить Президентский грант. Город выделил площадь в здании 1915 года. Без света, не ремонтированное никем несколько десятков лет, но зато с печью, на которой сохранились уникальные изразцы, и почти идеальным для театра помещением. Мы сделали ремонт, полностью заменили электропроводку. Те, кто был тут три месяца назад, не верят своим глазам – так всё изменилось. 

Помещение в здании 2015 года преобразилось за несколько месяцев.
Помещение в здании 2015 года преобразилось за несколько месяцев. Фото: АиФ/ Анна Мурзина

Мне помогают единомышленники, такие же фанаты своего дела. Это Ирина Карсакова, которая создала в областном центре художественную галерею, организовала конкурс авторской куклы и открывает таких таланливых людей, о которых потом узнаёт вся страна и люди за её границами. Это Надежда Кутафина, с которой мы сумели разработать и воплотить десяток экскурсий по Оренбургу. Это профессиональный видеооператор Виктор Иванович Брейдер. Я всем благодарна за поддержку.

—Чтобы называться театром, надо выйти за рамки драмкружка. Как вам это удалось?

- Чтобы не быть школьным драмкружком, спектакли должны ставить профессионалы. Именно поэтому в гранте я указала, что мне необходимы средства на оплату труда профессионального режиссёра, звукооператора, художника по костюмам.

Спектакль о казаке Василии Балабанове «Чаша земная» ставил Заслуженный артист Российской Федерации, актёр, режиссёр, художественный руководитель областного театра кукол Вадим Смирнов. Актёр–кукловод Андрей Гордеев разработал костюмы для наших актёров. Звукорежиссёр Алексей Понятов записал звукоряд. Сергей Середин сделал уникальный видеоряд, в котором оживают открытки старого Оренбурга. То есть, со мной работали люди, занимающиеся театром профессионально не один год, знающие, что необходимо делать, чтобы результат был высоким.  

Много тонкостей, о которых мы даже не подозревали. Например, что съёмные микрофоны для нашего спектакля не подойдут – они будут видны на тени. Для частых переездов оборудование должно быть универсальным, простым и очень надёжным.

Для того, чтобы показать спектакль, театру необходимо надёжное и простое оборудование.
Для того чтобы показать спектакль, театру необходимо надёжное оборудование. Фото: Из личного архива/ Наталия Ермашова

«Мы не развалились»

- Кстати, как принимают ваши работы коллеги по цеху?

- Довольно доброжелательно. Конечно, они в этой сфере, как рыба в воде. У нас совершенно разные ниши, мы им не конкуренты. Хотя приходилось слышать реплики – откуда, мол, у вас уже столько дипломов? Мы стали лауреатами первой степени в номинации «Пластический театр» на международном онлайн-конкурсе «Жемчужина Венеции», получили хорошую оценку жюри VI Международного онлайн-конкурса театрального искусства «Зелёная карта». Просто отправляли видео спектакля, и нас отмечали.
 

- Что помогло пережить пандемию? Не боялись, что будет трудно снова собраться после такого перерыва? Какие планы?

- Театр не развалился – это о многом говорит. Недавно мы приняли участие в студенческом фестивале «На Николаевской», теперь вот готовимся выступать для медиков, потому что хочется  поблагодарить  их за труд. Подали заявку организаторам международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Шёлковый путь».

В планах – постановка сказки об оренбургской паутинке, в которой переплетётся выдумка и реальность, работаю над спектаклем о «попаданцах» — в нём подростки будут попадать в разные реальности – от эпохи сарматов до времени полёта космических кораблей. В таком формате история воспринимается молодыми не как предмет, который надо зубрить, а как источник новых знаний. Знаний о людях и месте, в котором ты родился и живёшь.   

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах