Из всех социальных сфер медицина, вероятно, самая проблемная. Чего стоит только одна оптимизация, после которой закрылось часть амбулаторий в райцентрах, а сёла остались без ФАПов. Давно уже набила оскомину проблема с низкой зарплатой медиков. Чиновники рапортуют наверх, что наши врачи получают ого-го сколько! А на деле их ставки не дотягивают даже до минималки.
Между тем, престиж профессии врача падает, растёт, как снежный ком, проблема с кадрами. Причем дефицит специалистов не только в сёлах, но и в областном центре. Простым пациентам чтобы дождаться приёма специалиста, приходится ждать несколько недель или томится в длинных очередях.
Председатель Оренбургской областной организации профсоюзов работников здравоохранения РФ Людмила Варавва считает: чтобы вернуть престиж профессии врача и исправить ситуацию коренным образом, нужно поднять жизненный уровень всех медработников, не зависимо врач это или простая медсестра.
Туберкулёз - бич врачей
- Людмила Борисовна, каких проблем у медработников сегодня больше всего?
- По заработной плате люди приходят уже меньше, хотя вопрос наболевший. Сейчас коллег волнует проблема с начислением льготной пенсии. Только в прошлом году восстановили в правах 12 человек.
Есть ещё одна проблема - аттестация рабочих мест. К примеру, раньше рабочее место рентгенолога считалось опасным так, как было радиоактивное излучение. Сейчас новая аппаратура, и она уже признана безвредной. Примерно также произошло и с другими рабочими местами. В итоги врачи потеряли ряд льгот. Это дополнительные дни к отпуску, специальные выплаты, спецпитание. Во время аттестации были допущены нарушения, людям толком никто не объяснил, как правильно заполнять аттестационные листы. За последнее время в четырёх медучреждениях нам удалось восстановить права врачей, но для этого понадобилось, по сути проводить процедуру аттестации заново.
- Тем не менее, сегодня есть опасение. Что врач может заболеть на рабочем месте?
-Таких заболеваний не так много, но они есть, в настоящее время часто регистрируется случаи туберкулёза. В прошлом году было зарегистрировано только трое заболевших, а ранее было 8 и 11 случаев подобных заболеваний. Среди хирургов, медсестёр распространено варикозное расширение вен. Но пока проблемы профзаболеваний остается нерешённой. Инициаторами здесь должны быть как мы, так институт труда, который должен разработать рекомендации, внести ряд заболеваний в список.
Три копейки
- О зарплате медработников много говорят, обещают. Кто-то из высших чиновников докладывает о больших суммах. Но на деле, оказывается, медицина – в списке низкооплачиваемых профессий. Виден ли в этой ситуации свет в конце туннеля?
- Беда в том, что существует, пресловутая средняя заработная плата. Она рассчитывается из всей проделанной работы. Работает человек на ставку или две нет никакой разницы. То, что он заработал, то и получил.
- Может ли все это стать реальностью?
- Пока со всех инстанций нам отвечают, что денег нет. Поэтому будем медленными шагами двигаться вперёд. Сегодня оклад врача без категории составляет 5005 рублей, а оклад санитарки 2982 рубля. Им обоим доплачивают до МРОТ, поэтому о каком дифференцированном подходе, может идти речь.
Чтобы обеспечить себе жизнь на достойном уровне врач вынужден дополнительно брать нагрузку. Ему приходится работать в несколько смен, а на семью времени уже не остается. В итоге падает престиж профессии, молодые люди просто к нам не идут.
- Как же тогда решить проблему с кадрами?
- Миллион рублей, которым привлекают молодых специалистов на село, к сожалению, капля в море и в целом проблему не решает. Некоторые муниципалитеты заключают дополнительное соглашение с больницами. По нему дают жилье, начисляют единовременные выплаты. Но этим тоже не сильно, кого заманишь. Проблема с кадрами не только в районах области, но и в городе Оренбурге. Здесь ведь со стороны городской администрации, нет вообще ни каких шагов на встречу. Создается впечатление, что молодые специалисты нам не нужны.
Дооптимизировались...
- Выходит, ликвидация ФАПов - дань оптимизации?
- К сожалению, на сегодня мы не оказываем медицинскую помощь, мы продаем медицинские услуги. Для того чтобы работал ФАП, нужно ещё и содержать всё имущество, оплачивать коммунальные услуги А за счет чего? Если введено подушевое финансирование, а есть сёла, где осталось всего 10 человек, сами подумайте, о какой сумме может идти речь.
- Не кажется ли вам, что таким образом медицина откатывается на несколько десятков лет в прошлое?
- Это не откат, назад, а приспосабливание к существующим условиям.