Ежедневно жертвами телефонных и интернет-мошенников становятся десятки, если не сотни россиян. Жители Оренбуржья — в их числе. Корреспондент «АиФ Оренбург» узнала у старшего специалиста по работе с чатом одного из крупных банков Алёны Клишиной, что нужно делать, если к вам на телефон звонят злоумышленники и можно ли их распознать с первых слов.
Как в кино — не получится
— Алёна, что входит в твои обязанности?
— Я — старший специалист по работе с чатом. И я отвечаю на вопросы клиентов и помогаю в работе и сопровождении продуктов. Моя основная деятельность — чат, но иногда меня могут подключать на горячую линию, если большая нагрузка.
— Бывают ли необычные вопросы? С чем они, как правило, связаны?
- Чаще всего звонки, не связанные непосредственно с продуктами банка, идут от разных социологических агентств или от компаний, проводящих мониторинг мнений по телефону. Как правило, я советую клиенту не сообщать запрашиваемых личных данных. Ещё иногда в Сети стартуют всякие флэшмобы для TitTok. Сейчас, например, стало популярно спеть песню с сотрудником банка в чате.
— Какое дополнительное образование помимо основного (колледжа или вуза) надо получить, чтобы работать в твоей должности?
— Дополнительное образование не требуется, но высшее образование в сфере может пригодиться как подспорье для дальнейшего карьерного роста.
— Какие-то курсы специальные вы проходите?
— У нас идёт постоянное обучение различным видам деятельности, а также техникам безопасности. К сожалению, не обо всём могу рассказать, так как это банковская тайна.
— В фильмах часто показывают, как в банк вламываются грабители, стреляют вверх, кричат, и потом уходят с мешками, набитыми деньгами. Так ли выглядит ограбление банка на самом деле? Успевает ли кто-то из сотрудников нажать на тревожную кнопку вызова полиции?
От запугивания до гипноза
— Уже несколько лет в России мошенники используют одни и те же уловки, на которые попадаются все – и пенсионеры, и студенты, и взрослые люди. Как сотрудник банка, скажи, как действовать при следующем диалоге: «— Здравствуйте, я специалист службы безопасности банка. На ваше имя неизвестный подал заявку на оформление кредита. Чтобы предотвратить списание денежных средств, необходимо подать встречную заявку, обналичить заемные средства и перевести их на безопасные счета». Что человеку нужно сделать, какие вопросы задать?
— Может ли в принципе сотрудник банка не знать, кто оформляет кредит на ваше имя? Я имею в виду фразу «неизвестные пытаются оформить кредит на ваше имя».
— Нет, не может. Сама по себе фраза абсурдна, если подумать. То есть, если заявка подаётся дистанционно, то всё равно будет видно только имя клиента и его данные. Сотрудник не узнает, что её подаёт третье лицо. Как правило, мошенники сначала получают доступ к личному кабинету жертвы в мобильном приложении банка, в нём подают заявку, если есть дистанционная выдача без посещения офиса, а потом выводят эти деньги. Плюс коды, но их люди сами умудряются сообщать. Мошенники обычно говорят, что это коды для отмены заявки, но это совсем не так.
— Существуют какие-то слова, фразы, которые никогда не скажет настоящий специалист банка? Можно ли как-то опознать сразу, что тебе звонит мошенник?
— Специалисты банка не грубят, не требуют сделать всё здесь и сейчас. Настоящие сотрудники банка запрашивают только минимум данных, всю остальную информацию они предоставляют вам сами. Они не просят переводить деньги или делать «зеркальные» заявки на кредит, чтобы перекрыть другую заявку. Никаких страховых счетов не существует! Также, специалисты не могут сотрудничать с другими банками или правоохранительными органами. Имеется в виду фраза «Сейчас переключу вас на службу безопасности другого банка, на прокуратуру» и тому подобное. Вам не может позвонить даже сотрудник Следственного комитета по поводу кредита в банке. Необходимо помнить, что со стороны банка, любого, как правило, вообще редко поступают звонки от службы безопасности. Опять-таки, если вы сомневаетесь, что вам звонят из банка, то сбрасывайте звонок и звоните в банк самостоятельно. Это самый надёжный способ. По заявкам на кредит, смене номера — всё уточняйте у банка, возможно ли такое или нет.
— Когда вы звоните своим клиентам, слышно ли в трубке работу офиса или нет постороннего шума, фонового сопровождения? Можно ли по «заднему шуму» опознать мошенников?
— Разговоры других сотрудников и «звуковое окружение» банка слышно. Как правило, распознать, настоящий банк «шумит» на заднем плане или нет, нельзя. Ну, если только там не какой-то бред, не относящийся к работе, несут на фоне. Часто мошенники используют фильтры для имитации окружения.
Оставьте мошенников ботам
— Часто ли в банк обращаются потенциальные жертвы мошенников, которые хотят проверить, действительно ли на них кто-то пытается оформить кредит?
— Очень часто. Сейчас такие запросы от клиентов занимают больше половины.
— Как сотрудник банка, о каких еще мошеннических схемах, может, даже совсем новых, ты можешь рассказать, чтобы предупредить наших читателей?
— Во-первых, самые распространенные темы от мошенников: смена номера, кредиты, выдача денег по доверенности, сторонние переводы и выводы денег, повторные заявки, вывод средств на страховые счета. Следом вас просят установить приложения на телефон для безопасности, но по сути вы ставите себе программу для удалённого доступа.
Каждый день возникают новые схемы, и, к сожалению, все их не учесть и ни рассказать, ни предупредить. Но защититься можно даже при самых новых способах. Главное — придерживаться минимальных правил финансовой безопасности.
В заключении отметим, что в конце февраля на фоне геополитической ситуации на Донбассе и применённых в отношении России санкций у мошенников появился новый прием. Теперь злоумышленники предлагают россиянам защитить свои сбережения в случае отключения страны от системы международных переводов SWIFT. Но, как и раньше, для спасения накоплений гражданам предлагают перевести все деньги на «безопасные» счета.