17 марта во всем мире, в том числе и в России, отмечается День святого Патрика. В нашей стране празднование этого дня Русская православная церковь официально утвердила 30 марта. Примечательно, что Патрик, а в России святитель Патрикий, стал одним из немногих католических святых, «прижившихся» в православии.
Просто о сложном: клевер как аллегория Святой Троицы
Дарья Крайнова, корреспондент «АиФ Оренбург»: Отец Анджей, чем святой Патрик заслужил такое почтение?
Отец Анджей Легеч: Известно несколько знаковых моментов, связанных с его биографией. Святой Патрик, согласно его собственным «Исповеди» и «Посланию к воинам короля Коротика», родился в семье дьякона. Его настоящим именем было Магон или Майвин Суккат. Будущего святого в возрасте около шестнадцати лет похитила банда Ниалла Девяти Заложников и привезла в Ирландию. И хотя юноша и был сыном священнослужителя, на тот момент он не был верующим. В плену Патрику было видение, в котором ему открылось, как он может спастись.
Сбежав из плена, Патрик получил образование и стал священником. Момент его высвобождения из плена стал еще одним знамением того, что Бог его спас. В 432 году Патрика отправляют в Ирландию миссионером. Это был V век — время, когда начинались разные миссии. Христианство уже было в Галлии — части сегодняшней Франции, в Британии были монастыри, но в Ирландии еще процветало язычество.
— Одна из самых известных легенд о Патрике гласит, что он изгнал всех змей с острова
— Да, все произошло на горе Крох-Патрик. И змей в Ирландии до сих пор нет.
— С Ирландией все более-менее понятно: мирное обращение в христианство, изгнание ядовитых гадов. Но почему день святого Патрика так широко празднуют в России? Особенно его любят многие представители молодого поколения.
Почему в России чтят? Возможно, потому что Патрик, как и святой Валентин, стал «медийным». Ежегодно бизнес на этом хорошо зарабатывает.
— Вопрос к Вам, как к священнослужителю: не так давно спутником святого в день его почитания стал сказочный персонаж, пришедший из язычества, — лепрекон. Как вы относитесь к такому «содружеству»?
—Я думаю, это не совсем хорошо. Но, с другой стороны, время идет, все меняется, постоянно что-то новое добавляется. Хотя, опять же, в народных сказках хранится огромная мудрость. Не один психолог мог бы воспользоваться теми знаниями, что таятся в сказках.
Бизнес на святых
- Отец Анджей, ранее Вы упомянули имя другого католического святого, который не менее популярен у нас в России, — Валентина. Как Вы относитесь к тому, что многие россияне негативно относятся к этому празднику и к самому Валентину?
— Я думаю, что, с одной стороны, такое восприятие этого праздника связано с боязнью. По сути дела, что было окончательным поводом для раскола между католиками и православными? Конфликт интересов: поругались из-за власти.
Еще одним моментом, не столько религиозным, за который католикам до сих пор приходится краснеть, это крестовые походы. Да, это была попытка защитить Святую Землю. Но в один из походов, который шел через Константинополь, эти рыцари увидели нечто другое.
Я сам это понял, когда однажды мне посчастливилось посетить Стамбул. И тогда я понял: в то время в Константинополе уже были такие дома, такие храмы… А в Европе были мрачные, маленькие, романские церкви, с толстыми стенами, которые защищали от всевозможных нападений. И вот, представьте, приходят эти простые мужики, которые не видели никакого иного искусства, в Константинополь, видят всю красоту. И все, они забывали про Святую Землю и свою миссию!
Среди моих друзей много православных священников. И были среди них те, кто поначалу относился ко мне с осторожностью. Но после посещения наших монастырей они понимали, что мы по большому счету ничем не отличаемся от православных христиан.
— В ситуацию с Валентином масла в огонь подливает и миф, которому нет подтверждения, что, якобы, он благословлял однополые браки.
— Я думаю, что информация про однополые союзы, так сказать, fake news. Общество на Западе в большинстве своем не принимает ЛГБТ - пропаганду. Но медиа это все так позиционирует, будто эта самая маленькая часть поддерживающих — и есть большинство. Вот одно из проявлений демократии. И сегодня эта демократия так построена, что 70% общества не могут высказывать своего мнения, их просто не допускают до этого.
Один раз в Кемерово вместе с православным священником мы организовали на День святого Валентина мероприятие. И мы увидели определенную заинтересованность со стороны людей.
— А в оренбургском приходе отмечается День святого Валентина?
Я не большой сторонник празднования этого дня. Все-таки есть другие важные праздники. Но с другой стороны, это можно использовать, чтобы лишний раз напомнить о любви друг к другу. В этом году 14 февраля выпало на воскресенье, и после службы мы устроили концерт.
— А русскую Масленицу, которая, например, за века интегрировалась в православие, приход празднует?
—В этом году отпраздновать не получилось. Мы планировали после службы отведать блинов, а потом пойти на горку. Но тут произошло календарное наложение дат и Масленица выпала на пост. У католиков он начинается раньше, чем у православных.
В завершении встречи отец Анджей рассказал несколько забавных случаев, которые могут в пух и прах разбить все стереотипы о сокрушительном противостоянии православия и католицизма и их адептов. Возможно, если говорить об этих течениях христианства в целом, то можно будет наблюдать некую борьбу между ними, но за первенство, а никак не человека против человека, прихожанина против прихожанина, двух групп людей, верящих в одного Бога.
*Эйре — так сами ирландцы называют свою страну. 4 статья Конституции Ирландии, принятой в 1937 году, гласит: «название государства — Éire, или, по-английски, Ireland».