Примерное время чтения: 24 минуты
9931

По следам «Капитанской дочки». О ситуации вокруг «снежной» ЧС в Оренбуржье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 2. АиФ в Оренбуржье 13/01/2016 Сюжет Снежные заносы на трассе Оренбург - Орск

2 - 4 января на трассе Оренбург – Орск в «снежный плен» попали несколько десятков машин и более 100 человек. Корреспондент АиФ Оренбург выясняет, можно ли было предотвратить ситуацию и рассказывает о том, что происходило в те двое суток, о которых до сих пор многие очевидцы вспоминают с ужасом.

Непредсказуемая Сара

Еще Александр Сергеевич Пушкин писал о буранах в оренбургских степях: «Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»... Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали».

Вот как уже на первых страницах «Капитанской дочки» описывается одно из страшнейших зимних погодных явлений в оренбургских степях. И ведь Александр Сергеевич, также как и его герой Петр Гринев не доехали тогда ни до Кидрясово, ни до Сары, мест действительно настолько непредсказуемых в отношении погоды не только зимой, но и летом, что у местных жителей даже сложилась легенда о том, что когда-то давно в этих степях заблудился «Москвич-412» и только он - призрак, может сейчас помочь путникам выбраться из свирепой метели.

Орскую трассу от Краснощеково до Гая каждую зиму перекрывают по несколько раз в месяц уж точно, а бывает и подряд несколько дней в неделю. Порой закрывают и вовсе всю дорогу от Оренбурга до столицы восточного Оренбуржья в обе стороны.

Дорога в районе Сары
Дорога в районе Сары Фото: Пресс-служба МЧС РФ

Казалось бы, раз ситуация типичная, то и проблем с ликвидацией любых ЧС не должно быть. Тем более с «любовью» начальства разного уровня устраивать то тут, то там учения по отработке действий в чрезвычайных ситуациях. Но, как говорится, «и на старуху бывает проруха». Иначе назвать то, что случилось в самом начале нового 2016 года на орской трассе нельзя.

15 часов ужаса

Итак, обо всем по порядку. Погода в Оренбургской области начала портиться еще 1 января, поэтому и ограничение на движение автотранспорта было введено на некоторых участках трасс тогда же, в первый день нового года.

Но трассы перекрыли не совсем, всего лишь ограничили движение, да и люди, запланировавшие поездки в сторону восточного Оренбуржья и обратно решили, что страшного ничего нет, как говорится «прорвемся». Тем более, что 2 января с утра трассу открыли и обрадованные жители рванули кто в гости, кто по делам, кто еще куда. В этот же день к вечеру погодная «история» ухудшилась настолько, что в 20.00 трассу все-таки решили перекрыть и вот тут-то и начинаются первые признаки надвигающейся катастрофы.

Вот как описывает случившееся Лилия Шляхторова, которая 2 января выехала из Соль-Илецка вместе с семьей и как раз к вечеру, около 20.30 их машина добралась до злополучного отрезка трассы: «Участок Трассы от Краснощеково до Орска закрыли в 20:00, а мы подъехали 20:30. Попытались стайкой из 6 машин добраться до Кувандыка. проехали 9 км со скоростью 20 км/час. Страшно жуть, боковой ветер казалось перевернет машину, поток снега бил в стекла дверей и скатывался красивой волной, когда разворачивались назад попытались выйти осмотреться не смогли в этом участке трассы открыть дверь, действовали на ощупь... решили вернуться в Краснощеково пересидеть там. Пересидели! Вечер, ночь, день, ночь, и до 12 дня 4 января. Поподробнее. Как я уже писала нас было 70 человек, детки были от 4 дней от роду и до 12 лет, беременная, пожилые. На ночь многие уходили спать в машину, так что места хватало всем. Со стороны Оренбурга и Кувандыка вечером и ночью никакой техники не шло в сторону Кидрясово....Утром видели прошел кировец, две газели мчс, большая бывтока мчс, в сторону Кидрясово, две пожарки, три скорые стояли там, где перекрыта трасса».

Лилии со спутниками еще относительно повезло, они, как и многие другие, переждали стихию в кафе там же в Краснощеково. Часть застрявших на трассе обосновались на заправке там же неподалеку, кто-то все-таки добрался до Кувандыка. Однако почти 100 человек остались на трассе в занесенных снегом машинах и автобусах.

Вот, как рассказывает о случившемся оренбуржец Павел Гусев, кстати, буквально на следующий день написавший гневное обращение к президенту РФ, губернатору Оренбургской области и руководителю регионального МЧС. Вот выдержки из его обращения: «Нас находилось человек 30 в своих машинах. Грелись, кто как могли. Потом объединялись, садились в другие машины – те, у кого закончился бензин – грелись там. Были беременные женщины, маленькие дети, пожилые люди. Я видел двух бабушек. Одна перенесла инсульт, другая – обморожение, по-моему, сильной тяжести. Некоторые люди, чтобы согреться, жгли  в машине свои вещи, обивку салона…Мы звонили, куда могли. Нам отвечали: «Ждите, техника вышла из Кувандыка, Медногорска, Оренбурга, Орска, Беляевки, Гая» – отовсюду. Но в итоге к нам по сути так никто и не доехал. Были и такие операторы МЧС, когда мы звонили и просили о помощи, они нам отвечали: «Надо было сидеть дома и нечего лазить, где не надо». Вот и всё. Конечно, попадались и такие операторы, которые нас успокаивали, говорили: «Держитесь, техника идет, мы пробиваемся к вам». Но больше они нам ничего не обещали: «Ждите, ждите, ждите...».

К слову ждать пришлось по разным оценкам от 15 до 19 часов. Некоторых откапывали практически чудом. Один из автомобилей полицейские нашли по красной ткани, которую просто высунули в окно. Для того, чтобы добраться до потерпевших, понадобились 2 вахтовых автомобиля на базе «КАМАЗ». В нулевую видимость они добрались до машины. Автомобиль к тому времени занесло снегом по стекла, его пришлось откапывать. В салоне, кроме взрослых, находились двое детей в возрасте 2 и 10 лет. Потерпевших обернули в теплые одеяла и эвакуировали с автодороги. На трассе, практически на обратном пути,  полицейские подобрали еще четверых человек из другого автомобиля, среди них был годовалый ребенок.

Итогом всего этого стали 84 эвакуированных из занесенных снегом машин, из них 12 человек госпитализированы с переохлаждением и обморожениями и 1 погибший – Эдуард Зиннуров, тело которого нашли 4 января в 20 метрах от трассы, предположительно мужчина умер от переохлаждения. Сейчас в обстоятельствах его гибели разбираются следователи, у погибшего остались жена с двумя маленькими детьми и пожилая мать.

Одна из госпитализированных пострадавших, пожилая женщина, перенесшая прямо на трассе во время снежного затора, инсульт буквально в ночь с 10 на 11 января впала в кому, о чем сообщил журналистам ее внук Артем Сидоренков.

На грани возможного

Как отметил приехавший «по горячим следам» в Оренбург первый заместитель министра МЧС Владимир Степанов, в этой ситуации подвиг совершали простые люди: спасатели, полицейские, добровольцы и те, кто волею судеб оказались на трассе. Одним из таких подвигов стал поступок медногорского старшего сержанта ППС Данила Максудова.

В семь часов вечера в отдел полиции Медногорска поступило первое сообщение о застрявших автомобилях на 207-м километре этой трассы, рассказали в УМВД по Оренбургской области. Наряд ДПС выехал на место. Добраться до дороги было очень сложно, вспоминают полицейские и спасатели. Вокруг образовались метровые сугробы. Машины утопали в «каменном» снегу. В одном из автомобилей оказалась 21-летняя Асель Карменова. Они застряли в девятом часу вечера 2 января недалеко от заправки у поворота на Медногорск. Бурю пережидали в двух автомобилях: отключался аккумулятор, глох мотор. Им повезло, уже в три часа ночи приехали спасатели, они постучали в окно машины, и стали отводить к грузовику «ВАХТА» застрявших на трассе людей. Всю ночь их пытались вытащить из кювета. Как только удавалось вытаскивать, техника уезжала, и грузовик снова застревал. Тем временем к семи утра в нём перестала греть печка. Только в час дня их смогли вытащить к заправке, и уже оттуда на «скорых» отвезли в больницу.

Вот, что рассказывает девушка: «Вообще спасатели не так среагировали. Там были маленькие дети, и мы все промокли. Ветер все продувал. Но не было ни полотенец, ни тёплых одеял, ни воды горячей, уж про еду не говорю, там было не до неё».

Она простудилась. И, по ее словам, ей бы не удалось избежать осложнений, если бы не помощь Данила Максудова. Он помогал переходить Ассель в «вахтовку». Шуба девушки под снегом промокла насквозь. Она замерзла, плакала, и старший сержант отдал ей свои бушлат и шапку, продолжив операцию по спасению людей уже в тонкой куртке.   

25-летний сотрудник полиции рассказал журналистам следующее: «У одного из мужчин очень замёрзли руки, и я отдал ему перчатки. Видимость была нулевая, лицо залепило снегом. Смотреть вперед не было возможности. Попытался счистить снег руками с глаз, но снег отходил буквально вместе с кожей. Мы шли с мужчиной цепочкой друг за другом, пытаясь добраться до «Камаза». В какой-то момент мы оторвались от впереди идущей цепочки и потерялись в пелене белого снега.

Ветер разорвал цепь, но Данилу удалось удержать мужчину и выйти из пурги к автомобилям. Рядовые спасатели и стражи закона действовали на грани возможного. Старший сержант Данил Максудов обморозил пальцы на левой руке. Сначала Данил лежал в городской больнице Медногорска. В воскресенье его отправили в Оренбург. Сейчас он находится на лечении в экстренном травматологическом отделении оренбургской городской клинической больницы № 4. В пресс-службе областного минздрава сообщили хорошую новость: полицейский на интенсивной терапии, речь об ампутации пальцев не идёт. 

О самоотверженности Данила Максудова узнали во всей стране. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл призвал молиться за него: «Когда он снимал эти форменные рукавицы и отдавал куртку, он же понимал, что делал. Он шёл на этот поступок сознательно. Этим примеры помогают нам осознать важность человеческого подвига. Без таких подвигов не может состояться человеческая общность. Я призываю всех верующих молиться о пострадавшем, чтобы Господь исцелил его и дал ему сил. Его пример вдохновил многих совершать подвиг и профессиональный, и, что может быть еще более трудно, подвиг несения ответственности… за своих ближних.

Епископ Орский и Гайский Ириней встретился с Данилом и пожертвовал средства на его  лечение.

Данила Максудова представили к государственной награде. Но он считает, что любой на его месте поступил бы также. Парень не думает о  награде, главное для него - выздороветь.

Еще один подвиг совершила фельдшер Кваркенской районной больницы Наталья Нетесова. Машина скорой помощи, которая везла роженицу в больницу  тоже застряла в снегу, но дальше по трассе, почти на границе Оренбургской области. Пока Наталья принимала неожиданно начавшиеся роды, спасала молодую маму и отогревала малыша весом 1860 граммов своим телом, водитель автомобиля откапывал автомобиль и делал все для того, чтобы не забило снегом выхлопную трубу. Сейчас и мама и малыш вне опасности.

Не прояви обычные спасатели, полицейские, медики, просто люди в эти часы невероятные усилия, смелость и самоотверженность, пострадавших было бы больше. 

Русское «авось»

Но, возможно, пострадавших было бы меньше, если бы люди сами были более бдительными. Жители региона, казалось бы, должны знать о том, сколь много опасностей таит оренбургская зима вообще и восточное Оренбуржье в частности, но, увы.

Когда мы выходим на улицу, мы обязательно выглядываем в окно и смотрим прогноз погоды. Теперь с этим проблем нет, подобные онлайн-приложения есть практически в каждом телефоне. Итак, вы в прогнозе погоды видите метель, мороз, порывы ветра выше 15 м/с и у вас нет какой-то действительно катастрофической необходимости быть в Орске (Оренбурге) именно сегодня. Что сделает любой здравомыслящий человек, тем более с беременной женой, детьми, стариками?! Никуда не поедет! Вот просто не поедет и все. Это как дважды два. Второй момент — вы все-таки собрались ехать — вы проверите, есть ли в машине дополнительные теплые вещи, заполнен ли бак до отказа бензином, есть ли лопата, фонарь и самый простой сухпаек. Не так ли? Это же все обычная безопасность, обычные навыки людей, которые знают, что такое зимой оказаться на трассе на востоке Оренбургской области. Для кого слово «Сара» — не пустой звук.

Сейчас говорят о том, что предупреждений не было. И, действительно, СМС от МЧС-112 массово начали оренбуржцам приходить уже после 4 января. Но на сайтах ГИБДД, УМВД и МЧС предупреждения о закрытии трассы и прогнозе погоды были. На сайте АиФ Оренбург первое такое предупреждение по сообщению ГИБДД области появилось еще 1 января в 15.06.

Как только первые новости о снежных заносах на орской трассе начали появляться в интернете, люди моментально разделились на два лагеря, одни осуждают беспечность своих земляков, другие – встают грудью на их защиту, обвиняя во всем спасателей и власти.

Вот всего две цитаты с разных сторон виртуальных баррикад.

Дмитрий Пучков: «Если ты собираешься выезжать за город, перво-наперво ознакомься с прогнозом погоды. Там тебе расскажут, что наступила зима, что будет метель и температура опустится под минус двадцать пять. Если сразу не передумал и ехать всё равно надо, оденься и обуйся потеплее, подготовься к выезду. На помощь не надейся. Как это русские говорят: на бога надейся, а сам не плошай. Или как это нерусские русские говорят: на аллаха надейся, а верблюда привязывай. Помощь всегда далеко и далеко не всегда может добраться. Далеко от города — быстро не приехать. Замело как следует — нет гусеничной техники для спасения. Будь готов ко всему. Будь готов спасать себя и других сам, как подобает мужчине. Кстати, если можешь взять с собой ружьишко — непременно возьми. Тоже очень часто оказывается полезным, масса положительных отзывов. Прежде чем зимой соберёшься волочь за сто вёрст беременную жену, маму после инсульта, грудного ребёнка — подойди к зеркалу, внимательно посмотри в глаза интеллектуалу». 

Владимир Тишин: «По телевидению показывают кадры с бодро откапывающими утром машину сотрудниками МЧС, а я разговаривал с человеком, которого сначала вывезли в соседнюю деревню, а утром привезли на место к машине, заваленной снегом, бросили около нее и сказали- копай и можете ехать- ни лопат, ни согреться- копай и проваливай. Я разговаривал с моим другом, который в это время выбирался из Абзаково- на трассе ни ГИБДД, ни перекрытий ни предупреждений. Я читал о людях, с которых в высокодуховной, глубокоправославной и не такой как там - России, в холле гостиницы начали драть деньги за погреться до утра и никто их не ждал с чаем и сушками.  Простите меня- о чем вы говорите, Если у вас спасатели рассказывают на камеру, как снег им закрывал глаза, как они заиндевелыми пальцами счищали лед с ресниц и не видели ничего дальше вытянутой руки, вы никогда не слышали о таком элементе экипировки любого лыжника как очки? Почему у вас, таких умных, предусмотрительных, находчивых и профессиональных не было ни гусеничной техники, ни очков, ни снегоходов???».

Мы, конечно, не будем вставать ни на одну сторону спорящих, но еще и еще раз обращаем внимание на то, что зима, а тем более зима в оренбургских степях – вещь непредсказуемая и надо быть и готовыми к непогоде и бдительными.

Лебедь, рак и щука

Несмотря на то, что Сара всегда была проблемным участком, такой катастрофы там не было достаточно давно. Но все же каждую зиму там застревает по нескольку машин и, казалось бы, и полиция и спасатели и дорожники и местные власти должны быть готовы реагировать на такую ситуацию в кратчайшие сроки. А что же получилось на деле?

Спасательные работы 3 января днем.
Спасательные работы 3 января днем. Фото: Пресс-служба МЧС РФ

Жители задают множество вопросов. Один из главных: «Почему сразу не перекрыли трассу?». Вот комментарий начальника ГИБДД УМВДЖ РФ по Оренбургской области Валерия Коваленко: «В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области № 228-п, принятие решения о закрытии автомобильных дорог для движения, если это связано с погодными условиями, принимает владелец автомобильных дорог». В случае с трассой Оренбург – Орск таким владельцем является Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области.

Дмитрий Хусид, директор ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области: «Сигнал с дороги поступил в 19.00 о том, что начинается резкое ухудшение видимости, то есть снежных отложений, сугробов на тот момент на дороге не было. Просто резко терялась видимость и автотранспорт, теряя направление, начал останавливаться. Это участок 205-206 км, причем в шахматном порядке. А на Саре остановившийся в такую погоду автомобиль через 15 минут превращается в сугроб».

Ну вот, видимости не было, а дорога открыта. Так почему же не перекрыли трассу в 19.20-19.30, зачем нужно было ждать до 20.10? Ведь эти 40-50 минут – это десятки машин, уехавших в степь.

Следующий вопрос уже ко всем – властям, спасателям и снова к дорожникам: «Где была техника?».

3 января начальник ГУ МЧС по Оренбургской области Петр Иванов заявляет: «В целом имеющиеся силы и средства оренбургской территориальной подсистемы РС ЧС позволяют решать задачи в полном объеме. Хочу еще раз обратиться к жителям: «Если у кого-то есть какие-то сведения о людях, находящихся в снежном плену, звонить по телефонам открытой линии или на телефон 112».

Позднее оказалось, что с техникой у спасателей как раз и были проблемы. И даже пункты обогрева, которые были развернуты в гостиницах Кувандыка и Медногорска оказались почти бесполезными для тех людей, которые в это время сидели в заснеженных машинах на самой трассе.

Вот снова комментарий Петра Иванова: «Мы не могли пробиться, потому что заметало буквально на глазах, техника не могла пройти. Наверное, это аномальная ситуация, которая сложилась. Конечно, необходимо делать выводы».

Следственным органам руководитель МЧС Оренбуржья рассказал о том, что погодные условия не позволили имеющейся в арсенале спасателей региона технике из Оренбурга прибыть к месту ЧС. Спецмашины, которые были направлены к месту происшествия, оказались неприспособленными к расчистке дорог. В регионе есть аварийно-спасательная служба, но в их арсенале нет гусеничного транспорта. Этим он объяснил факт того, что колесные машины добирались больше восьми часов до места происшествия. Из Оренбурга, по словам Иванова, было направлено семь единиц техники и четыре снегохода, но и эта техника не могла долго выбраться из города, потому что и в Оренбурге дороги были завалены снегом. Остальные машины — гусеничные тягачи — предоставляли муниципальные службы. Иванов считает, что для работы в таких сложных метеоусловиях пожарно-спасательные подразделения региона не приспособлены.

Непонятно только, что тогда имел в виду Петр Яковлевич под «решением задачи в полном объеме» буквально за сутки до этого.

Почему муниципальные власти Медногорска и Кувандыка не позаботились о том, чтобы «под парами» в непосредственной близости от трассы не стояла необходимая тяжелая техника? Почему дорожное управление этих МО об этом не побеспокоилось? Не хватает своей – просите у области. Ведь каждый год одно и то же – сара никуда не денется, метели и бураны на ней будут всегда.

На орской трассе все-таки появилась снегоуборочная техника.
На орской трассе все-таки появилась снегоуборочная техника. Фото: Пресс-служба МЧС РФ

Еще один момент – как пробка, которая была в самом начале всего 300 метров в длину, вдруг превратилась в несколько десятков километров? И это трасса регионального значения, по обеим сторонам от дороги – населенные пункты, в которых, как можно предположить, есть полиция, дорожные службы, органы местного самоуправления и т.д. Они тоже не могли пробиться к пострадавшим и отсечь проблемный участок, распределяя запоздавших автомобилистов по этим самым населенным пунктам, не позволяя заходить ситуации в тупик?

Вопросов у жителей много, а ответов, увы, пока на них почти нет. С ситуацией разбираются правоохранительные органы.

Срочно приехал первый замминистра МЧС Владимир Степанов, выразил благодарность за подвиг и пообещал дополнительную технику: « В обязательном порядке из любой чрезвычайной ситуации делаем выводы. Мы еще раз рассмотрим всю территорию области на всевозможные риски. Мы приняли решение, что усилим определенные участки, которые уже известны, в те подразделения необходимой техникой и оборудованием, необходимых именно в тех условиях. Мы поставим городки жизнеобеспечения уже в эти подразделения для того, чтобы, если и будет возникать там эта ситуация, чтобы не надо было там пробиваться. Я думаю, что мы посмотрим и другие вопросы, в том числе и оповещение и информирование населения на этих сложных участках».

Губернатор области Юрий Берг, также комментируя ситуацию, отметил всю ее неоднозначность: «84 человека спасти – это не так просто, тем более в тех условиях, которые были. И хотел бы тем, кто дает оценку, посоветовать поостеречься, взять, выйти и помочь спасателям. Хотя такие люди были, местные жители, охотники, на снегоходах, на лыжах спасли еще 24 человека, мы их обязательно отметим. Я неоднократно встречался с местными жителями и многие высказывают слова благодарности в адрес спасателей и органов власти».

Но главный вопрос оренбуржцев пока остается без ответа : «Почему действия всех структур в этой чрезвычайной ситуации не были скоординированы? Почему мы оказались не готовы к зиме? Кто за это ответит?».

А закончить хочется снова цитатой из «Капитанской дочки»: «— Сторона мне знакомая, — отвечал дорожный, — слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек. Да, вишь, какая погода: как раз собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам».

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах