О том, как определить степень непристойности рекламы, и как с ней бороться, рассказала «АиФ Оренбург» заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова.
На суд общественности
«АиФ Оренбург», Лариса Шеметова: Людмила Юрьевна, на основании чего ваше ведомство возбудило делопроизводство по столь нетипичной рекламе?
Людмила Полубоярова: Одно дело возбуждено по собственной инициативе антимонопольного органа, а другое - по жалобе. Заявление мы получили от одного из учебных заведений города, преподаватели которого возмущены распространением этой рекламы на территории, где по соседству расположены студенческие общежития и учебные корпуса и где ежедневно проходит большое количество студентов, несовершеннолетних подростков, проходящих подготовительное обучение в вузе.
- А как ваши специалисты в таких случаях определяют, носит ли такая реклама оскорбительный или непристойный характер?
- Вопрос отнесения изображений к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии такой информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и пр). Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения её этичности различными категориями населения. При этом, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.
Кроме того, при решении вопроса о том, несёт ли в себе эта реклама оскорбительный или непристойный образ, её следует оценивать в совокупности с обстоятельствами размещения (например, с учётом близости к учреждениям культуры, школам, садам, университетам).
Вердикт - голосованием
- И всё же за кем последнее слово в вынесении вердикта?
- Зачастую для определения этичности рекламы специалисты антимонопольного органа проводят заседание экспертного совета. Приглашённые специалисты в сфере психологии, социальной педагогики, филологии, представители общественных организаций высказывают свои мнения относительно рекламы и путём голосования определяют, содержится ли в рекламе непристойный образ. Экспертный совет - это консультативно-совещательный орган при УФАС по Оренбургской области. Его решения носят рекомендательный характер.
- Часто ли вашим специалистам приходится работать с рекламой мужских клубов?
- Если говорить о динамике, то самым «жарким» периодом распространения подобной рекламы на территории области стал 2014 год. В 2016 году не было возбуждено ни одного дела, касающегося рекламы мужских клубов. Всего с 2014 года были возбуждены и рассмотрены 11 дел в отношении мужских клубов, распространявших подобную рекламу. Общая сумма штрафа, наложенного на них, составила около 1 млн. рублей. Некоторые хозяйствующие субъекты, не согласившись с вынесенными в отношении них актами, обжаловали их в суде, но исковые заявления остались без удовлетворения.