Теперь в Оренбурге есть место, где собраны истории, воспоминания и личные вещи 30 знаменитых людей, так или иначе связанных с нашим краем. Среди которых – герои-антифашисты Муса Джалиль и Александр Шморель, политики Георгий Маленков и Виктор Черномырдин, актёры театра и кино Лев Дуров, Леонид Броневой и Мария Полянская, мультипликатор Гарри Бардин, писатель Морис Дрюон, чей отец был из известной в Оренбурге купеческой семьи Леск.
О том, какими силами иногда добывались экспонаты Галереи знаменитых оренбуржцев, почему многое хранится в других музеях, и как посетители реагируют на соседство Шатунова и Френкеля, нашему корреспонденту рассказал руководитель благотворительного фонда «Евразия» Игорь Храмов.
Победили с третьего захода
– Когда пришла идея сделать такую галерею, и какой этап был самым сложным?
– В 2012 году городской Совет Оренбурга безвозмездно передал нам помещение в здании 1910 года под туристическо-информационный центр. Мы отремонтировали верхние, оставался подвал, где не было полов, протекали трубы. Стали думать, как использовать его, и решили собрать Галерею выдающихся оренбуржцев. Эта мысль постепенно обрастала идеями, одна из которых – записывать интервью, в которых наши известные земляки приглашали бы её посетить. То есть галереи ещё не было, а приглашения уже были.
И вот люди, некоторых уже нет в живых, – Георгий Мартынюк, Владимир Маканин, Лев Дуров, – обращаются с мониторов к посетителям и приглашают – заходите в музей. В прошлом году мы получили грант президента РФ на развитие гражданского общества, хотя уже и не надеялись, потому что дважды получали отказ. В грант не входили средства на ремонт подвального помещения. Мы могли приобретать «начинку» – мониторы, проекторы, антивандальные дорогие витрины. Но процесс пошёл – глаза боятся, а руки делают.
– С какими историями связаны экспонаты галереи?
– У каждой вещи, фотографии, офорта, картины, афиши – своя история. Когда мы были в Нью-Йорке в мастерской Эрнста Неизвестного, я увидел его рабочие инструменты и попросил супругу подарить их для Свердловского музея. Там есть небольшой, но роскошный музей скульптора. Но там всё такое блестящее, стерильное – чего-то не хватало. Большую часть рабочих инструментов мы отвезли туда, но и себе оставили. Это было в 2012 году. Наши мастерки – настоящие, рабочие – ожидали своего звёздного часа восемь лет. Эрнст Неизвестный подарил нам тогда бронзовую статуэтку «Человек кричащий» – это жемчужина нашей коллекции.
Легко со вторым концертным костюмом расстался драматург, поэт-песенник Юрий Сергеевич Энтин – автор гимна Оренбурга, который он написал вместе с Давидом Тухмановым. Первый мы забрали много лет назад, он находится в нашем городском музее истории. Здесь его очки, пластинка ансамбля «Ялла» с песней «Учкудук – три колодца». Он часто смеялся – мол, первый гимн был всё-таки написан городу в Узбекистане, а уже потом – для нас.
Огромное количество рукописей, документы, личные вещи писателя Владимира Семёновича Маканина передала его вдова. Многое мы отдали в Орск, где он родился, так что в краеведческом музее есть полноценная подборка артефактов человека, которого называли мастером социальной диагностики. На видео Владимир Семёнович встречается с орчанами, рассказывает и показывает, где жили его родители. Есть фрагменты экранизации его произведений.
Мы понимали, что у нас практически ничего нет для экспозиции героя-антифашиста Мусы Джалиля, родившегося в с. Мустафино. Но неожиданно повезло: на аукционе нам досталась афиша фильма «Моабитская тетрадь», которой более полувека.
Харизматичный Савва Игнатьевич из «Покровских ворот» – оренбуржец Виктор Борцов. У нас есть брошюрка с эпиграммами Марии Полянской, замечательной актрисы театра им. Маяковского, которую она подписала специально для Виктора Андреевича: «Доброму, красивому, талантливому оренбуржцу Витюше Борцову с благодарностью на память».
Узнать о людях больше
– Благодаря галерее о людях узнаёшь много нового.
– Мы старались достигнуть такого эффекта. Поэт, прозаик, сценарист Юрий Ряшенцев не только написал песни к фильму «Д’Артаньян и три мушкетёра». Он – автор мюзиклов, которые идут по всей стране: «Преступление и наказание» в театре «Мюзикл», «Царица» в «Геликон-опера», «Pola Negri» и «Джульетта и Ромео» в 3D Мюзикле. Немного баннерное получилось оформление, но в то же время здесь подлинные рукописи, афиши с автографом Максима Дунаевского.
Все спрашивают – почему в экспозиции, посвящённой Морису Дрюону, висит авоська, а в ней – газеты. Не все гости помнят о том, как советские люди сдавали макулатуру и покупали книгу «Проклятые короли». Здесь также представлена переписка, в которой мы приглашали писателя в Оренбург. В сентябре 2003 года это событие произошло.
Один из почитателей таланта Александра Засса – Железного Самсона – согнул для нас прут точь-в-точь так же, как это делал самый сильный человек в мире. Причём последователи очень внимательно относятся ко всякого рода тонкостям – прут должен быть определённой длины и толщины, повторять состав того, почти вековой давности. Подлинник афиши выступления силача хранится в музее истории города, мы для своей галереи сделали копию.
– Вы часто говорите о том, что передавали и передаёте редкие экспонаты в другие музеи.
– Фонд «Евразия» с 2000 года передаёт экспонаты в музеи и архивы, формируя таким образом музейные коллекции. Офорты Владимира Кибальчича в музее изобразительных искусств, плакат спектакля «Северная одиссея» Российского академического Молодёжного театра передали в губернаторский историко-краеведческий музей, где мы давно собираем коллекцию писателя и сценариста Алексея Саморядова.
Делаем это по причине того, что сохранность свидетельств славы наших земляков возможна только при условиях государственного хранения. Это не 100% гарантия сохранности, и в государственных музеях всякое случалось, но там все условия способствуют сохранению экспонатов.
Не каждый знает, кто такой Юрий Ряшенцев, но даже если зайдёт на знакомое имя, например, Юрия Шатунова, то останется, посмотрит и послушает и других участников галереи. И наоборот: посетив музей ИЗО, увидит работы Кибальчича, а потом пойдёт в музей на Беловке – узнать больше про Засса. В нашей галерее дается поверхностный срез - некая приманка для любителей истории - они увидят понемногу обо всех и потом уже, надеемся, захотят пойти в музей, чтобы ознакомиться с героями галереи поглубже.
К сожалению, в городе нет постоянной экспозиции о Гагарине, Маленкове, а у нас всё-таки кое-что можно увидеть. Надписи – на русском и английском языках, галерея рассчитана на посещение без экскурсовода. Этим мы сильно отличаемся от привычных музеев.