О чем рассказывает праздник Вход Господень в Иерусалим, почему Страстная седмица считается самой главной неделей в году и как ее следует проводить, узнал корреспондент «АиФ Оренбург».
Верба вместо пальм
В воскресенье Церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим. В народе это день называют Вербным воскресением. Верующие тянутся в храм с веточками вербы, чтобы поднести их пришедшему Христу. Верба в России заменила пальмовые листья, которыми иерусалимляне 2018 лет назад постилали путь перед Иисусом, входящим в столицу Израильского государства. Они ждали обещанного избавителя, Миссию, но в современных им регилиозных учениях идея о Спасителе человеческого рода от смерти (греха) трансформировалась в идею о земном царе, который сбросит иго внешнего порабощения (римского) и сделает Израиль непобедимым, земным раем. Но Господь говорил о том, что кесарю - кесарево, о любви к Богу и ближнему и самоотречении.
Вход Господень в Иерусалим – радостный праздник, но в то же время и печальный. Ведь спустя три дня после встречи Христа, иудеи предали его на смерть, потому что поняли, что он учит о Царствие Небесном и не принесет им мирового господства.
Вербу освящают священники в храме в субботу вечером и утром в воскресенье, и она весь год хранится в домах возле икон. Старую вербу не выбрасывают, а сжигают, поскольку она освященная.
Бесплодная смоковница
После Вербного воскресения наступает Страстная седмица. Это самая главная неделя в году, когда христиане, затаив дыхание, следуют крестным путем Христа и ждут его воскресения. Православные стараются ежедневно посещать храм. В эту неделю не принято веселиться, отмечать праздники, дни рождения – все это священнослужители рекомендуют перенести на после Пасхи. Церковь не совершает венчания (как и во весь Великий пост), также практически не совершаются крещения. На этой неделе пост становится более строгим. В понедельник Церковный устав предписывает вообще ничего не вкушать. В остальные дни принято есть сырые овощи без масла. Но, конечно, нужно учитывать особенности своего здоровья и исполнять правила по мере сил.
Каждый день страстной седмицы называется великим. Опишем, о чем рассказывает каждый день и как принято его проводить.
В Великий понедельник за богослужением вспоминают израильского пророка Иосифа. Сын Иакова, проданный из зависти братьями в рабство, но возвысившийся в Египте и спасший свой народ от голода, - один из прообразов Иисуса Христа. Его жизнь и страдания предвосхищают страдания Спасителя. Также в этот день в храме рассказывается евангельский эпизод о проклятии Господом бесплодной смоковницы. Бесплодная смоковница образно обозначает человека, который не принес покаяния, не раскаялся в злых мыслях и делах, не изменился – таким образом, растратил дар жизни.
В Великий вторник на богослужении вспоминается, как Христос в Иерусалимском храме обличал фарисеев и книжников (представителей религиозных учений того времени), за что они искали возможность схватить его и убить, но не знали, как это сделать, потому что боялись народа, слушавшего Иисусово учение. На богослужении в этот день читают притчи о десяти девах и о талантах, которые продолжают тему бесплодной смоковницы. В них говорится о том, что в течение жизни необходимо собрать плоды духовные, возвыситься над недостатками «ветхого», злого, порочного человека, вобрать в сердце любовь.
В Великую среду вспоминается следующий евангельский эпизод. Иисус Христос с учениками оказывается в доме некоего прокаженного Симона. Здесь к Учителю подошла женщина с сосудом, наполненным миром (драгоценным маслом, которое возливали на головы пророкам и царям). Женщина возлила миро на главу Христа. Возмущенные ученики спросили, для чего такая трата, ведь это миро можно было продать и раздать вырученное нищим. Но Иисус им ответил: «она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению».
Именно в страстную неделю, только раз в году, патриарх варит миро для всей церкви. Это масло используют в обряде крещение. Момент помазывания человека миром называется Таинством Миропомазания, без него не совершается крещение. Кстати, христиан, переходящих из иной конфессии в православие, помазывают миром.
Природа словно замерла
В Великий четверг вспоминается главное евангельское событие, положившее начало Церкви Христовой. На тайной вечери в одном из домов Иерусалима собираются Христос и его ученики, чтобы вкусить пасхального агнца. После совершения древнего обычая Иисус подает им новый. Он благословляет хлеб, преломляет его и раздает ученикам, говоря: «сие есть Тело Мое», затем подает им чашу: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так устанавливается таинство Евхаристии (причащения), на котором основывается литургия. С этой вечери удаляется Иуда, направляется к замышлявшим убить Иисуса и за 30 сребренникам выдает им его нахождение.
Христос и ученики идут на гору Елеонскую, но по пути заходят в сад в Гефсимании, и Иисус просят Петра, Иакова и Иоанна бодрствовать вместе с ним, пока он молится. Он смертельно скорбел и до кровавого пота молился, что Бог пронес мимо него «чашу сию», отвел от него крестные испытания, но добавлял «но не чего я хочу, а чего ты». Ангел утешал его. Уставшие ученики же все время спали, и оказались неготовыми духом к пришествию предателя с фарисеями. Иуда поцелуем указал на Учителя, и Того схватили. Апостолы разбежались, и вскоре, как и предрекал Господь, Петр трижды отрекся от Него и горько заплакал, но вернулся к остальным ученикам, потому что любил Господа. А Иуда, раскаявшись, и, не веря в прощение, удавился.
В этот день на утреннем богослужении верующие стараются исповедоваться и причаститься. После литургии в храме освящают принесенную прихожанами соль. Можно принести немного соли, но дома разбавить ее с неосвященной и использовать в пищу. С освящения соли, можно сказать, в бытовом плане начинается подготовка к празднику Пасхи.
Вечером в четверг в храмах служат утреню Великой пятницы. Священнослужители читают 12 отрывков из четырех Евангелий о страданиях Христа.
Префект (правитель) Рима Пилат хотел помиловать Иисуса и предложил в честь праздника Пасхи отпустить его, но те, кто встречал еще несколько дней назад его у ворот Иерусалима, предпочли ему преступника Варраву, крича «распни его». Христос проходит страшный путь к горе Голгофа. Господа распинают. Страшные часы изображает Евангелие: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого», природа словно замерла, а когда Бог испустил дух, в храме завеса раздралась сверху донизу, «и земля потряслась, и камни расселись, и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим».
Всю службу священнослужители и прихожане стоят со свечами в руках, которые горят во время чтения. После чтения последнего отрывка свеча не гасится – прихожане стараются принести огонек домой и сохранить его до Светлого Христова Воскресения. Для этого можно взять специальный фонарик (застекленный светильник со свечой внутри) и зажечь его, либо донести пламя свечи в баночке. Но если в пути огонь потухнет, не стоит расстраиваться, беды в этом нет.
Полночный час
В Великую пятницу из алтаря в храм выносится плащаница (изображение погребенного Христа на ткани), и прихожане покланяются ему. Это самый строгий день страстной недели, и в него церковный устав предписывает ничего не вкушать до выноса плащаницы.
Великая суббота – день тишины, духовного переживания свершившегося. Священное писание гласит, что Христос спускается во Ад и выводит оттуда очень многих людей в Рай.
Между тем, хозяйки начинают готовить праздничные столы, пекутся куличи, красятся яйца, готовятся подарки. Обычно после утренней службы и вечером субботы прихожане приходят в храм освятить яйца и куличи. Также их можно освятить в Пасхальную ночь после богослужения, но лучше это сделать заранее в субботу, чтобы не создавать толчеи.
Священнослужители указывают, что эти дни нужно пережить душой, не погрязнуть в сутливой внешней подготовке праздника, связанной с уборкой и кулинарией.
К полуночи храмы наполняются людьми. Еще не пробил час, но что-то неуловимое, долгожданное, радостное легко касается сердца. В последний раз верующие припадают ко Христу на плащание, и ее уносят в алтарь. Совершается крестный ход вокруг храма, и перед его дверями священник поет: «Христос воскресе из мертвых!» И смерть побеждена.
Мнение
«В эти дни Он дает нам побыть рядом с Собой»
Настоятель храма Казанской иконы Божией матери в Орске иерей Максим Бражников:
«Для человека, переживающего жизнь Спасителя как жизнь бесконечно родного Отца, весь великий пост и Страстная седмица есть реальное сопричастие событиям, бывшим когда-то во времени. Но при этом, Евхаристия всегда совершается вне времени, и каждое причащение Святых Таин совершается именно там, в Сионской горнице. А уже наше сопереживание страданиям Христа на Кресте, Его погребения и Воскресения также являются реальным переживанием этих моментов. Держа в уме то, что это было когда-то, мы понимаем, что и сейчас наш мир, спасенный Крестом, не остался без Бога, восшедшего на Небеса. Христос здесь, среди нас, и в эти дни Он дает нам побыть рядом с Собой в Гефсимании и на Голгофе - ведь об этом Он тогда и просил учеников», - говорит.