О чем рассказывает праздник Вход Господень в Иерусалим, почему Страстная седмица считается самой главной неделей в году и как ее следует проводить, узнал корреспондент «АиФ Оренбург».
Верба вместо пальм
В воскресенье Церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим. В народе это день называют Вербным воскресением. Верующие тянутся в храм с веточками вербы, чтобы поднести их пришедшему Христу. Верба в России заменила пальмовые листья, которыми иерусалимляне 2018 лет назад постилали путь перед Иисусом, входящим в столицу Израильского государства. Они ждали обещанного избавителя, Миссию, но в современных им регилиозных учениях идея о Спасителе человеческого рода от смерти (греха) трансформировалась в идею о земном царе, который сбросит иго внешнего порабощения (римского) и сделает Израиль непобедимым, земным раем. Но Господь говорил о том, что кесарю - кесарево, о любви к Богу и ближнему и самоотречении.
Вход Господень в Иерусалим – радостный праздник, но в то же время и печальный. Ведь спустя три дня после встречи Христа, иудеи предали его на смерть, потому что поняли, что он учит о Царствие Небесном и не принесет им мирового господства.
Вербу освящают священники в храме в субботу вечером и утром в воскресенье, и она весь год хранится в домах возле икон. Старую вербу не выбрасывают, а сжигают, поскольку она освященная.
Бесплодная смоковница
После Вербного воскресения наступает Страстная седмица. Это самая главная неделя в году, когда христиане, затаив дыхание, следуют крестным путем Христа и ждут его воскресения. Православные стараются ежедневно посещать храм. В эту неделю не принято веселиться, отмечать праздники, дни рождения – все это священнослужители рекомендуют перенести на после Пасхи. Церковь не совершает венчания (как и во весь Великий пост), также практически не совершаются крещения. На этой неделе пост становится более строгим. В понедельник Церковный устав предписывает вообще ничего не вкушать. В остальные дни принято есть сырые овощи без масла. Но, конечно, нужно учитывать особенности своего здоровья и исполнять правила по мере сил.
Каждый день страстной седмицы называется великим. Опишем, о чем рассказывает каждый день и как принято его проводить.
В Великий понедельник за богослужением вспоминают израильского пророка Иосифа. Сын Иакова, проданный из зависти братьями в рабство, но возвысившийся в Египте и спасший свой народ от голода, - один из прообразов Иисуса Христа. Его жизнь и страдания предвосхищают страдания Спасителя. Также в этот день в храме рассказывается евангельский эпизод о проклятии Господом бесплодной смоковницы. Бесплодная смоковница образно обозначает человека, который не принес покаяния, не раскаялся в злых мыслях и делах, не изменился – таким образом, растратил дар жизни.
В Великий вторник на богослужении вспоминается, как Христос в Иерусалимском храме обличал фарисеев и книжников (представителей религиозных учений того времени), за что они искали возможность схватить его и убить, но не знали, как это сделать, потому что боялись народа, слушавшего Иисусово учение. На богослужении в этот день читают притчи о десяти девах и о талантах, которые продолжают тему бесплодной смоковницы. В них говорится о том, что в течение жизни необходимо собрать плоды духовные, возвыситься над недостатками «ветхого», злого, порочного человека, вобрать в сердце любовь.
В Великую среду вспоминается следующий евангельский эпизод. Иисус Христос с учениками оказывается в доме некоего прокаженного Симона. Здесь к Учителю подошла женщина с сосудом, наполненным миром (драгоценным маслом, которое возливали на головы пророкам и царям). Женщина возлила миро на главу Христа. Возмущенные ученики спросили, для чего такая трата, ведь это миро можно было продать и раздать вырученное нищим. Но Иисус им ответил: «она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению».
Именно в страстную неделю, только раз в году, патриарх варит миро для всей церкви. Это масло используют в обряде крещение. Момент помазывания человека миром называется Таинством Миропомазания, без него не совершается крещение. Кстати, христиан, переходящих из иной конфессии в православие, помазывают миром.
Природа словно замерла
В Великий четверг вспоминается главное евангельское событие, положившее начало Церкви Христовой. На тайной вечери в одном из домов Иерусалима собираются Христос и его ученики, чтобы вкусить пасхального агнца. После совершения древнего обычая Иисус подает им новый. Он благословляет хлеб, преломляет его и раздает ученикам, говоря: «сие есть Тело Мое», затем подает им чашу: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так устанавливается таинство Евхаристии (причащения), на котором основывается литургия. С этой вечери удаляется Иуда, направляется к замышлявшим убить Иисуса и за 30 сребренникам выдает им его нахождение.
Христос и ученики идут на гору Елеонскую, но по пути заходят в сад в Гефсимании, и Иисус просят Петра, Иакова и Иоанна бодрствовать вместе с ним, пока он молится. Он смертельно скорбел и до кровавого пота молился, что Бог пронес мимо него «чашу сию», отвел от него крестные испытания, но добавлял «но не чего я хочу, а чего ты». Ангел утешал его. Уставшие ученики же все время спали, и оказались неготовыми духом к пришествию предателя с фарисеями. Иуда поцелуем указал на Учителя, и Того схватили. Апостолы разбежались, и вскоре, как и предрекал Господь, Петр трижды отрекся от Него и горько заплакал, но вернулся к остальным ученикам, потому что любил Господа. А Иуда, раскаявшись, и, не веря в прощение, удавился.
В этот день на утреннем богослужении верующие стараются исповедоваться и причаститься. После литургии в храме освящают принесенную прихожанами соль. Можно принести немного соли, но дома разбавить ее с неосвященной и использовать в пищу. С освящения соли, можно сказать, в бытовом плане начинается подготовка к празднику Пасхи.
Вечером в четверг в храмах служат утреню Великой пятницы. Священнослужители читают 12 отрывков из четырех Евангелий о страданиях Христа.
Префект (правитель) Рима Пилат хотел помиловать Иисуса и предложил в честь праздника Пасхи отпустить его, но те, кто встречал еще несколько дней назад его у ворот Иерусалима, предпочли ему преступника Варраву, крича «распни его». Христос проходит страшный путь к горе Голгофа. Господа распинают. Страшные часы изображает Евангелие: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого», природа словно замерла, а когда Бог испустил дух, в храме завеса раздралась сверху донизу, «и земля потряслась, и камни расселись, и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим».
Всю службу священнослужители и прихожане стоят со свечами в руках, которые горят во время чтения. После чтения последнего отрывка свеча не гасится – прихожане стараются принести огонек домой и сохранить его до Светлого Христова Воскресения. Для этого можно взять специальный фонарик (застекленный светильник со свечой внутри) и зажечь его, либо донести пламя свечи в баночке. Но если в пути огонь потухнет, не стоит расстраиваться, беды в этом нет.
Полночный час
В Великую пятницу из алтаря в храм выносится плащаница (изображение погребенного Христа на ткани), и прихожане покланяются ему. Это самый строгий день страстной недели, и в него церковный устав предписывает ничего не вкушать до выноса плащаницы.
Великая суббота – день тишины, духовного переживания свершившегося. Священное писание гласит, что Христос спускается во Ад и выводит оттуда очень многих людей в Рай.
Между тем, хозяйки начинают готовить праздничные столы, пекутся куличи, красятся яйца, готовятся подарки. Обычно после утренней службы и вечером субботы прихожане приходят в храм освятить яйца и куличи. Также их можно освятить в Пасхальную ночь после богослужения, но лучше это сделать заранее в субботу, чтобы не создавать толчеи.
Священнослужители указывают, что эти дни нужно пережить душой, не погрязнуть в сутливой внешней подготовке праздника, связанной с уборкой и кулинарией.
К полуночи храмы наполняются людьми. Еще не пробил час, но что-то неуловимое, долгожданное, радостное легко касается сердца. В последний раз верующие припадают ко Христу на плащание, и ее уносят в алтарь. Совершается крестный ход вокруг храма, и перед его дверями священник поет: «Христос воскресе из мертвых!» И смерть побеждена.
Мнение
«В эти дни Он дает нам побыть рядом с Собой»
Настоятель храма Казанской иконы Божией матери в Орске иерей Максим Бражников:
«Для человека, переживающего жизнь Спасителя как жизнь бесконечно родного Отца, весь великий пост и Страстная седмица есть реальное сопричастие событиям, бывшим когда-то во времени. Но при этом, Евхаристия всегда совершается вне времени, и каждое причащение Святых Таин совершается именно там, в Сионской горнице. А уже наше сопереживание страданиям Христа на Кресте, Его погребения и Воскресения также являются реальным переживанием этих моментов. Держа в уме то, что это было когда-то, мы понимаем, что и сейчас наш мир, спасенный Крестом, не остался без Бога, восшедшего на Небеса. Христос здесь, среди нас, и в эти дни Он дает нам побыть рядом с Собой в Гефсимании и на Голгофе - ведь об этом Он тогда и просил учеников», - говорит.
«Получать знание нужно в своей традиции». Ректор медресе – об образовании
Вопрос священнику: почему Бог допускает болезни и как к ним относиться?
Время духовной радости. Священник рассказывает, как правильно поститься
«Как научить жить по вере?». Чем православная школа отличается от светской
Памятник веры на окраине России. Каким был величайший храм губернии?