На его личном сайте заголовок: «Учитель без ума*», а немного ниже ссылка – «…от истории». Он любит путешествовать, придумывает для учеников задания, в которых присутствует соревновательный дух, а педагогическое образование – второе высшее, которое получал после первого высшего экономического.
Как сегодня сохранить статус учителя, почему важно устанавливать отношения с родителями и какие вопросы остаются на сегодняшний день без ответа – размышляет учитель истории и обществознания школы №88 г. Оренбурга, победитель регионального конкурса «Учитель года» Марат Хажумаров.
Паниковали родители
Анна Мурзина, «АиФ Оренбург»: Вам в мае исполнится 34 года. Почему приняли решение участвовать в профессиональном конкурсе?
Марат Хажумаров: Год назад, мы болели за свою коллегу – Елену Секачёву - учителя начальных классов, на конкурсе муниципального этапа она вошла в ТОП-15 лучших учителей областного центра. Тогда и задались вопросом – кого отправлять на конкурс в следующем году. Выбор пал на меня.
В конкурсах я принимал участие и раньше – представлял область на Всероссийском конкурсе руководителей детских организаций «Лидер 21 века», занял второе место, но педагогических конкурсов в моей практике не было. Конечно, волновался. Но я выиграл муниципальный этап, затем зональный, прошёл на региональный и победил. Всероссийский конкурс состоится в сентябре, проходить будет в Ростове-на-Дону.
В конкурсе несколько этапов – это открытый урок – для чужих детей чужой школы, тему дают согласно календарно-тематическому планированию, выбирать не разрешено. Я могу выбрать только возраст учеников. Давал уроки восьмому классу, так как я - классный руководитель восьмого класса.
Также в конкурсе – внеклассное мероприятие. На региональном я рассказывал про первый полёт человека в космос. Развенчивал некоторые мифы, касающиеся космоса. На всероссийском этапе добавится что-то вроде родительского собрания. Родители выберут проблему, я должен буду с ними ее обсуждать и решать. Плюс, надо было создать свой собственный сайт по 35 критериям – не страничку, а полноценный сайт, который будет полезен и ученикам, и педагогам, и родителям. Это довольно сложно.
«Учитель без ума» – я считаю, интригующее название. Ниже сноска и пояснение – «*от истории». Есть блог, Telegram-канал.
На муниципальном этапе обсуждалась актуальная на тот момент тема дистанционного обучения. После регионального этапа говорили о наставничестве, как элементе повышения уровня образования.
- Те выпускники прошлого года, кому пришлось сдавать ЕГЭ после трёх месяцев дистанционки – как считаете: им не повезло?
- Там не так однозначно всё. С одной стороны , у них была возможность готовиться непосредственно к предметам, которые они выбрали для сдачи, в какой-то степени им одновременно и повезло. Сложностей, как показали итоги, не возникло. Единственное – сдвигались сроки экзаменов и поступления – это давило психологически. Но все сдали и поступили, кто хотел. Особой проблемы в этом не было.
- Дистанционное образование – кто больше был не готов? Педагоги или ученики? И какие выводы сделаны сейчас, после этого опыта?
- Педагогам не в новинку требования, которые сегодня диктуются современному учителю. Тем более в таких современных школах, как наша, применять подобные технологии и приёмы, мы умеем. Голоса или силуэты родителей на заднем фоне – всякие моменты были. Иногда ученики меняли фон – кто сидит в Сан-Франциско, кто в Питере, кто в Стокгольме – они договаривались пошутить таким образом. Ничего плохого в этом не было. Это был хороший опыт. Теперь, например, когда в морозные дни дети не идут в школу, занятия продолжаются на удалёнке. Никому в голову не приходит провести его, как выходной.
Больше всего паниковали родители. Потому что у них вдруг появилась очень важная роль – контролировать дисциплину, которая была необходима в тех условиях. У детей среднего возраста самодисциплины маловато, со старшими проще. Вот это, неизвестно откуда взявшееся – «сейчас всех навсегда переведут на дистант, наших детей обучать никто не будет, дома – это не образование, мы что, учителя, что ли». Наше советское прошлое не даёт нам свободы. Должна быть парта, доска, класс и учитель. Я не вижу в этой системе ничего плохого. Хотя бывал в других странах, видел, как там проходят уроки, когда ученики на полу сидят вокруг учителя. У нас другой менталитет, другое восприятие педагога. В разных странах по-разному.
У нас годами отлаженная система восприятия друг друга. Консервативное представление о том, что учитель – наставник, человек, который транслирует знания. Поэтому дистант у нас так непросто приживается. Но процесс идёт. Меня радует, что в интернете появляется так много онлайн школ для подготовки к ЕГЭ, с хорошими методиками и результатами. Поэтому за онлайн образованием есть определённое будущее, это такой заменитель репетиторов своеобразный.
Потребительское отношение – не миф
- Отличается ли отношение к педагогу 10 лет назад и сейчас? Что необходимо предпринимать, чтобы уважительное отношение сохранялось?
- Поколение 90-х, которое сейчас ведёт детей в школы, воспринимает педагога как человека, который поставляет услуги – услуги образования. Возможно, такое отношение было сформировано в какой-то период целенаправленно и сверху. Раньше к учителю относились с определённым трепетом. Не скажу, что боялись, но с большим пиететом.
Сейчас больше потребительское отношение. Меня это печалит и обижает в какой-то степени. Я с этим лично не сталкивался, у меня замечательные родители. Но желание отдать ребенка в школу в первый класс, а через 11 лет забрать его готовым взрослым человеком – у многих родителей неистребимо. Хотя в Законе об образовании чётко прописано – воспитанием занимаются родители. Понятное дело, в школе воспитательная система есть, в нашей она особенно активна и продумана.
Внешкольные мероприятия воспитывают патриотизм, любовь к родине. Но родителям этого мало. Слишком много недовольства с той стороны: много мероприятий – плохо. Только учимся – а кто их воспитывать будет? Но сдать сына или дочь в школу и получить на выпускном вечере гражданина многим родителям очень хочется.
Но самое главное воспитание ребенок получает в семье, именно там всё начинается. Более того – по ребёнку хорошо видно – какая у него семья. На то, чтобы это понять, нужна буквально неделя, не больше. Тем более мы очень много контактируем с родителями – и лично, и в мессенджерах, где порой такие споры разгораются, что сразу видно – откуда воспитание идёт.
- Насколько сложно сегодня заслужить и удерживать уважение подрастающего поколения?
- Учитель должен быть новатором, он должен предлагать ученикам новые технологии и приёмы, которые будут их заинтересовывать. Чтобы приходя домой, дети говорили родителям о том, как интересно было на уроке, как много нового они узнали.
Я смотрю современные сериалы, чтобы знать, о чём спорят мои ученики, чтобы высказать своё мнение по тому или иному поводу, чтобы в споре были контраргументы. Понимаете, если раньше у большинства учеников была цель – высшее образование, то сейчас это совсем не так! «Я буду парикмахером, мне не нужны ваши алгебра, история и физика», - говорит мне восьмиклассник. Мои попытки убедить его в том, что общее развитие важно для человека любой профессии могут оставаться безуспешными.
Сейчас можно только заинтересовать – темой, событием, подачей. Дать возможность конкурировать с ровесниками, предоставить шанс выделиться, показать себя с лучшей стороны. Мы понимаем, что это поколение детей, у которых в руках появляется не погремушка, а смартфон. Многим кажется, что известный блогер – это потому что доступный интернет, не замечая, что это какая-то сфера знаний, которой человек владеет в совершенстве.
Раньше источником знаний был педагог, сейчас источников – тысячи. Быть в чём-то исключительным – задача педагога. Подростки хотят получать информацию быстро, в сжатом виде. И если она не успеет им наскучить, как показывает практика, то он ей заинтересуется – любой темой. Да, их интересуют игры, элемент которых мы часто привносим в уроки. Актуален элемент соревновательный. Заинтересует задание, выполнив которое ребёнок сможет сравнить свой результат с результатами одноклассников.
«Дети мешают работать»
- Основные проблемы педагога сегодня какие?
- Самое банальное – документооборот. Дело даже не в том, что мы много пишем всего. Зачем дублировать работу и в электронном виде и в бумажном? Распечатываем, раскладываем по папкам, красиво подшиваем, здесь подпись, здесь печать и не дай бог наоборот. Мне непонятно до сих пор, зачем в XXI веке это делать, и почему у меня в шкафу миллион каких-то папок. Есть у педагогов грустная шутка о том, что дети – это такие существа, которые мешают работать с документами. Утрировано, но доля правды есть.
У каждой школы есть проблемы. И у такой современной, как наша, и у маленькой сельской. В том числе и проблемы финансирования. Нужны моющие средства, сейчас – дезинфицирующие, нужны туалетные принадлежности, десятки мелочей. А денег на это не выделается. Не должна у педагогов болеть голова о том, где взять бумажные полотенца, потому что полотняные сейчас запрещены.
- Что Вы читаете, какие фильмы смотрите?
- Я разносторонний человек – смотрю и читаю на разные темы. Совсем перестал читать классику – за время педагогической деятельности перечитал её вдоль и поперёк. Люблю путешествовать, поэтому предпочитаю политическую географию, историю стран. Смотрю сериалы, которые смотрят школьники. Мы обсуждаем ситуации, которые в них разыгрываются, сходимся – или нет – во мнениях. На уроках обществознания мы много обсуждали поступки героев сериала «Бумажный дом», например. Там довольно много поучительных ситуаций.
Люблю советский кинематограф, фильмы, которые смотрели с родителями. Родители у меня военные, родом из этих мест, но служили и в Крыму, и в Дагестане. Меня отправляли на лето в Оренбург, и он казался мне огромным городом после Каспийска, городом-мечтой. После школы поступил в экономический университет, получил образование «Менеджмент организации». Во времена студенчества мы боролись за право быть вожатыми и помогать классным руководителям в подшефном лицее. Мне нравилась эта работа с детьми – и помогать в учёбе, и готовить с ними внешкольные мероприятия. Четыре года я фактически был второй рукой классного руководителя и понял, что хочу стать учителем. Так что второе высшее педагогическое образование я получал очень осознанно.