Приём заявок для участия в программе «Земский учитель» стартовал в начале года. 1 сентября педагоги приступили к работе. Но решит ли такой подход проблему кадрового голода?
Далеко ехать страшно
Айгерим Санатова закончила оренбургский педуниверситет в этом году. В дипломе две специальности – филология и учитель начальных классов. Девушка сразу искала работу учителя русского языка и литературы. С 1 сентября она работает в соль-илецкой средней школе № 1 по программе «Земский учитель».
«Как только предложили поучаствовать в конкурсе, сразу решила пробовать, – признаётся Айгерим Аманжоловна. – Для меня – молодого специалиста без стажа – это реальный шанс устроиться по специальности. Тем более, при конкурсном отборе для нас, выпускников этого года, были небольшие преференции – начислили дополнительные баллы, которые помогли в итоге набрать больше баллов, чтобы получить места».
«Честно говоря, мне было страшновато уезжать далеко от родных, – признаётся Айгерим. – Сама я из Оренбургского района, училась в областном центре. Вот и решила, что Соль-Илецк подходит мне лучше. Согласна, что это не совсем глубинка, но пока я не готова ехать дальше, хотя среди конкурсантов были и такие, кто рассматривал Кваркенский или Северный районы для устройства на работу».
Основной вопрос – жильё. Муниципалитет и школа в его решении не помогают, но директор учебного учреждения не осталась в стороне и подсказала молодому специалисту несколько вариантов аренды жилья по более низким ценам, чем в целом на рынке. Также она поспособствовала устройству дочери Айгерим в сад. Муж довольно быстро сам нашёл работу.
«На жильё будет уходить 8000 рублей, – рассказывает «земский учитель». – Я очень надеюсь на обещанную президентом доплату в 5000 рублей за классное руководство, это будет хорошей прибавкой к основной зарплате, которая пока не очень высокая, так как у меня нет категории. Плюс доход мужа, так что прожить можно».
На миллион, который Айгерим получит как участник программы, семья планирует купить жильё в областном центре. Девушка признаётся, что пока не планирует оставаться в Соль-Илецке дольше предусмотренных по договору пяти лет, планирует вернуться в Оренбург.
«Хотя, если получится прижиться и нам здесь понравится, может и пересмотрим свои планы, – улыбается она. – Но жильё всё же будем брать в областном центре, так будет проще обеспечить будущее дочери».
Без жилья, но с льготами
Таких, как Айгерим Санатова, в регионе 34 человека. По одному человеку приехали в школы Адамовского, Кваркенского, Новоорского, Светлинского районов, в Бугуруслан и Абдулинский городской округ. В Бузулукском, Красногвардейском, Оренбургском, Сакмарском, Тюльганском, Курманаевском районах, в Ясненском и Соль-Илецком городских округах по 2 «земских учителя», а в Домбаровском, Новосергиевском и Бугурусланском районах – по 3. Все они – педагоги-предметники.
Среди них люди разного возраста, имеющие совершенно разный профессиональный стаж. Большая часть – 22 человека, а это почти 65%, – ещё не достигли возраста 30 лет. 12 «земских учителей» ни разу не работали в школе, потому что только в этом году получили диплом об образовании. 16 педагогических работников обладают педагогическим стажем.
«Требования реализации программы «Земский учитель» не предусматривают обеспечения жильём участников программы, – рассказывает первый заместитель министра образования области Нина Гордеева. – При наличии учителю предоставляется ведомственное жильё либо учитель снимает или приобретает жильё. Как и всем педагогическим работникам победителям программы «Земский учитель» предоставляются льготы по оплате за услуги ЖКХ, решаются вопросы с обеспечением местами в детских садах и школах, рабочими местами супругов».
Только на пять лет
Конкурс стал довольно популярным в области. Уже сейчас на официальном портале зарегистрировано 219 желающих ехать в глубинку обучать детей. При этом в регионе всего вакантно 240 мест в школах. Если получится принять всех, кто хочет работать за миллион, то в области может серьёзно снизиться напряжённость с педагогическими кадрами.
И ещё один аспект – опрос среди студентов педагогического вуза Оренбурга показал, что многие заинтересованы в переезде в село в качестве «земского учителя». Но никто из опрошенных не заявил о готовности остаться там после истечения срока договора. Следовательно, органам власти всех уровней стоит задумываться не только о том, как завлечь учителей в глубинку, но и о том, как удержать их там.
Миллион – на своё усмотрение
Министр образования области Алексей Пахомов:
– Программа «Земский учитель» будет реализовываться с 2020 по 2022 год и ставит задачу решения кадровых вопросов в школах, которые находятся в населённых пунктах с населением до 50 тысяч человек и испытывают проблемы с укомплектованием штата.
Учителя могут использовать единовременную выплату по своему усмотрению. Общеобразовательные организации, куда попадут педагоги, обязаны обеспечить им нагрузку не менее 18 часов в неделю за ставку. Если учителя захотят расторгнуть трудовой договор до истечения его срока, им придётся вернуть деньги в бюджет в полном объёме.
В новом учебном году в регионе таким образом мы закрываем 34 вакансии, в числе которых учителя иностранных языков, математики, русского языка и литературы, истории и физики, химии, начальных классов и технологии.
Решать проблему нужно снизу
Председатель Оренбургская областной организации профсоюза работников народного образования и науки Алексей Гутарев:
– Проблему педагогических кадров в глубинке никогда не получится решить на уровне области и тем более страны. Этим должны заниматься директора школ, начальники управлений образования в районах и главы муниципальных образований. Только они знают, что именно поможет привлечь людей к ним в сёла. Но у нас привыкли всё ждать сверху, когда кто-то где-то что-то придумает, а мы потом у себя реализуем. При таком подходе невозможно учесть индивидуальные особенности территорий, а значит и люди будут держаться недолго.
Основной вопрос, который пока тормозит приток «свежей крови» в глубинку, причём в любых профессиях, – это обеспечение жильём. В той же программе «Земский учитель» не предусмотрена обязанность муниципалитета решать эту проблему. Но если негде жить, кто же поедет сюда даже за миллион?
Сам факт того, что с нехваткой учителей в селе хоть как-то начали бороться, уже радует. С тех пор, как отменили распределение после выпуска, которое активно применяли в советское время, это, наверно, первый такой шаг. Даст ли он плоды? До сих пор и в органах власти, и в профессиональном сообществе спорят на эту тему. Думаю, что частично вопрос получится закрыть, но сделать это панацеей – вряд ли.