Примерное время чтения: 6 минут
95

Наука начинается с увлечения. Учёные продвигают свои достижения у молодежи

Вопрос о популяризации научных знаний имеет огромное значение для любого государства в любой исторический период. В современной России эта проблема стала ещё более насущной, поскольку помимо очевидной цели – привлечь одарённых школьников к выбору научных и инженерных специальностей – появилась новая задача: сделать достижения науки доступными и понятными каждому человеку.

Со школьной скамьи

Сделать мир науки более близким и понятным стараются сотрудники Института клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН (ИКВС). Они приоткрывают завесу тайны мира микробов, показывая всю значимость самых простых и маленьких организмов в природе.

– Мы работаем по нескольким направлениям, – рассказывает старший научный сотрудник Елена Щуплова. – Это школьники, студенты и взрослое поколение.

Для учеников оренбургских школ учёные организуют экскурсии. На них ребята могут больше узнать о разнообразии микробов, а также увидеть в микроскоп простейшие организмы, о которых и рассказывают на уроках биологии.

– Но одно дело просто послушать и увидеть картинку, и совсем другое – понаблюдать в микроскоп за живой амёбой или инфузорией, – продолжает Елена Алексеевна. – Такое непосредственное участие вызывает живой интерес к научной работе.

Фото: Институт клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН

За 2,5 часа экскурсии по лабораториям школьники начинают задавать вопросы, они видят, что наука – это нескучно, что она не только открывает что-то незнакомое и неизведанное, но и помогает решить насущные вопросы. Так, ведущий научный сотрудник института Марина Игнатенко рассказывает о том, где в обычной жизни можно использовать водоросли, как они помогают укреплять здоровье и решать экологические проблемы.

– Давайте будем честны – в школе сегодня остро не хватает практических занятий, – говорит Марина Евгеньевна. – Но развить интерес к науке только через теорию и учебники практически невозможно. Важно показать, что природа и её изучение – это интересно. И мы стараемся это сделать.

Несмотря на то, что экскурсии рассчитаны на профильные естественно-научные классы, их популярность растёт и среди учеников, которые не рассматривали научное направление как будущую профессию.

Для подростков, которые уже выбрали для себя химико-биологическое направление в старшей школе, оренбургские учёные предлагают мастер-класс по выделению ДНК. Это более углубленный подход к тематическому материалу, рассчитанный на ребят, которые посвящают биологии чуть больше времени. На мастер-классе школьники выделяют ДНК из банана. Полученные образцы можно взять с собой, чтобы показать друзьям и близким

– Более серьёзный уровень взаимодействия со школьниками мы выстраиваем в образовательном центре «Гагарин» на базе Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одарённых детей Оренбуржья, – продолжает Елена Щуплова. – Это цикл лекций, который проводится уже три года, для тех, кто в будущем видит себя в медицине, биологии или экологических направлениях.

Глубина познаний доступна каждому

Экскурсии в лаборатории Института доступны и студентам областного медицинского колледжа. Но итог такой работы по популяризации несколько иной, чем у школьников.

– Если у подростков при таком подходе формируется интерес к будущей профессии, то здесь мы уже видим молодых людей, которые задают вопросы с точки зрения того, как полученные знания можно будет применить на практике, – рассказывает ведущий научный сотрудник института Елена Селиванова. – К примеру, мы знакомим их с методами стерилизации медицинской посуды. Это очень познавательно для будущих фармацевтов. Они больше узнают о микробиологических методах и работе автоклавов.

Кроме того, оренбургские учёные выезжают в другие регионы с лекциями. Они проводят их в базовых школах РАН, которые есть в Екатеринбурге, Уфе и Самаре, но почему-то отсутствуют в Оренбурге. В таких школах ученики получают знания от академиков и сотрудников научных учреждений для целенаправленной подготовки в профильные вузы.

– Такая открытость научной среды молодому поколению прививает интерес к науке и помогает выбрать её в качестве профессионального пути, – говорит Елена Щуплова. – Наши сотрудники выступают научными руководителями для учеников начальных классов, которые разрабатывают проекты по темам, связанным с биологией и микроорганизмами. Один из проектов «Почему дырочки в хлебе» был подготовлен учеником второго класса на конкурс «Первые шаги в науку». Более того, в нашем институте работает аспирантура и есть диссертационный совет. Всё это даёт возможность профессионально расти в сфере науки, не покидая родного города.

Микробы против старения

Оренбургские микробиологи уверены: популяризация науки – это не только и не столько привлечение молодых кадров в эту сферу. Это возможность для каждого в любом возрасте увидеть что-то новое, повысить уровень своих знаний, которые могут пригодиться в реальной жизни.

– Ещё один большой проект, в котором мы участвуем, – «Коррекция биологического возраста», направленная на увеличение продолжительности жизни и борьбы со старением – рассказывает директор ИКВС УрО РАН Андрей Плотников. Это масштабная  программа, инициатором которой выступила Оренбургская область, объединившая практических врачей, Институты Российской академии наук, Минздрава и биотехнологическое производство из различных городов России (Москва, Оренбург, Нижний Новгород, Бугуруслан). В нём задействованы взрослые люди для исследования возможности науки и медицины в этом направлении.

Фото: Институт клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН

Руководителем проекта микробиологических исследований выступает директор ОФИЦ УрО РАН член-корреспондент РАН Сергей Черкасов. Сотрудники института ищут новые диагностические маркеры, которые будут связаны с маркерами старения именно через микробиоту кишечника. Осенью этого года заслуги оренбургских учёных в реализации этого проекта были отмечены премией профессионального признания «Медицинский олимп Оренбуржья», учреждённой правительством Оренбургской области.

По мнению сотрудников института, путь в науку всегда начинается с интереса и увлечения, а поспособствовать этому может только открытость научного сообщества.

– И даже если среди тех школьников, которые приходят к нам на экскурсии, в будущем не появится ни одного учёного, такие увлечения сделают их более грамотными и помогут расширить кругозор, – уверены они. – А это уже немаловажно в современном мире, где более модным считается сидеть в социальных сетях, а не за микроскопом.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах