Осенью 1870 года в столице губернии открывается ремесленное училище. Сегодня такие образовательные учреждения знакомы нам как колледжи и техникумы. Историю его становления проследили сотрудники областного Государственного архива.
На деньги купцов
Во второй половине XIX века Оренбургский край, славившийся «массой отличных чернозёмных земель, способных производить огромное количество лучших хлебов», столкнулся с проблемой отсутствия подготовленных людей, «умеющих обращаться» с сельскохозяйственными машинами. В крае ощущался «крайний недостаток в мастеровых», а приобретение предметов ремесленной промышленности являлось делом «чрезвычайно затруднительным».
8 ноября 1872 года Инженерное управление при штабе Оренбургского военного округа осмотрело здание. Военные инженеры признали каменное одноэтажное строение ордонанс-гауза под жёлтой крышей пригодным к размещению в нём на жительство не более 80 нижних чинов. Каменный пристрой к зданию, а также каменный одноэтажный флигель, занятый кузницей, оказались в «весьма ветхом состоянии». Крыша, пол и часть потолков требовали ремонта, фундамент и цоколь здания, сложенные из красного песчаного камня, впитывающего сырость, в зимнее время становились причинами болезни воспитанников училища.
Указывая на необходимость больших затрат на капитальную перестройку здания, а также на невозможность разместить во дворе воинскую команду, Крыжановский 28 ноября 1873 года обратился к директору инженерного департамента Военного министерства Э.И. Тотлебену с просьбой уступить здание городу.
Первоначально ремесленное училище содержалось за счёт средств, выделяемых оренбургским купечеством – это 4000 рублей в год. На ремонт здания в первый год работы было затрачено более тысячи рублей. Из-за нехватки мастеров-преподавателей в первые годы работы училища «окончившие курс» выпускались не ремесленниками, а сельскими учителями и писарями.
Образцовое заведение
Устав ремесленного училища утверждён лишь в 1893 году. В учреждении преподавали столярное, слесарное, токарное и кузнечное ремесло. Обучение длилось четыре года: по окончании трёх классов ученики оставлялись на один год при училище для практических занятий в образцовой мастерской.
Принимались дети 13–16 лет. К прошению о поступлении в училище родители должны были прилагать метрические свидетельства о рождении, звании и вероисповедании, медицинские свидетельства о здоровом телосложении и об отсутствии телесных недостатков, «могущих препятствовать работе в мастерской», свидетельства об окончании курса в начальном, церковно-приходском, одноклассном сельском или городском приходском училище. Кроме того, в училище могли приниматься лица, не предоставившие документов об образовании, после экзамена на знание курса приходского училища, или проработавшие в промышленном заведении не менее двух лет. Ученики, пробывшие два года в одном классе, «не показавшие удовлетворительных успехов», увольнялись из училища.
Уроки длились по одному часу, за исключением черчения и рисования, продолжительность которых составляла полтора часа. Каникулы с 23 декабря по 7 января и с 15 июля по 1 сентября. Число учеников в каждом классе не могло быть больше 40. Параллельные отделения разрешалось открывать с разрешения попечителя учебного округа после выделения городом дополнительных средств на содержание училища. Ремесленное училище имело собственную библиотеку, кабинет пособий для рисования и черчения и мастерские для практических занятий с инструментами.
По окончании учебного года до 15 июня ученики обязаны были посещать практические занятия, после чего проходил смотр работ (рисунков, чертежей, технических изделий) воспитанников училища. На смотр приглашались официальные лица города, инспектора городских училищ и родители учащихся, лучшим ученикам вручались памятные награды и книги.
Кадровые проблемы
Летом 1900 года начался ремонт здания ремесленного училища, в ходе которого был надстроен второй этаж и отремонтированы учебные помещения. На эти цели Министерством народного просвещения было выделено 40 000 рублей. В результате количество учеников возросло до 175 человек. Согласно отчёту дирекции училищ 75% выпускников занимались ремёслами или служили машинистами на железной дороге и Оренбургской электрической станции.
Ключевой проблемой в деятельности ремесленного училища являлось отсутствие необходимого числа преподавателей-мастеров. Так, в январе 1900 года слесарную мастерскую, где работал один мастер, посещали свыше 100 учеников, из которых 40–50 поступили лишь в начале нового учебного года. В результате вместо 11 операций ученики успевали выполнять только 4, «да и те не по порядку», а некоторые из воспитанников училища оставались без работы по несколько дней, вследствие нехватки заготовок и инструмента.
В годы Первой мировой войны (в 1916 – начале 1917 года) мастерами ремесленного училища изготавливались снаряды для бомбомётов – миномётов и мортир, стрелявших гранатами, бомбами, минами и ракетами.
После Февральской революции 1917 года в училище частыми стали случаи «манкирования» (от французского – «пренебрегать обязанностями, выказывать неуважение». – Прим. ред.) учениками замечаний, сделанных преподавателями, воровства слесарных инструментов и других изделий из мастерской. Старосты некоторых кварталов Оренбурга записывали учеников ремесленного училища рабочими и чернорабочими, получавшими усиленные продуктовые пайки.
В 1919 году Оренбургское ремесленное училище было преобразовано в единую трудовую школу.
Кстати
Ордонансгауз – это военно-административное здание, где размещалось комендантское управление. Здесь часто содержали ссыльных арестантов, которые ждали распределения по тюрьмам. Одну ночь в этом здании в апреле 1847 году провёл Тарас Шевченко, которого потом отправили в Орскую крепость.
После ремесленного училища уже в начале XX века в этом здании располагался техникум земледелия. В середине века во дворе строения находился авиационно-технический склад. Дальше дом отдали под квартиры обычных людей. Сейчас он признан аварийным. В этом году город пытался выставить его на продажу.