В Оренбургском президентском училище подростков готовят не только к военной карьере. С начальником первого в стране Оренбургского президентского кадетского училища Татьяной Машковской мы беседуем об особенностях учебного процесса, о том, чем кадеты отличаются от школьников и какую роль в их воспитании играют женщины.
Как в школе, но по-другому
Евгения Чернова, «АиФ в Оренбурге»: Татьяна Олеговна, первое президентское кадетское училище распахнуло свои двери в 2010 году. Чем было обусловлено появление в России такого типа образовательного учреждения?
Татьяна Машковская: Считаю, это была необходимость, продиктованная временем. Тогда все остро понимали, что нужен прорыв в образовании, основанный на новых, инновационных подходах. Исходя из государственных интересов, Министерство обороны в 2010 году приступило к реализации уникального проекта – созданию в России президентских кадетских училищ – специализированных общеобразовательных учреждений пансионного типа для поддержки талантливых детей и подготовки всесторонне образованных парней, готовых и к военной, и к гражданской государственной службе.
Мы волею судьбы стали первопроходцами. Вслед за нами такие учреждения стали открываться по всей стране. Сегодня в России уже семь президентских училищ, где кроме общеобразовательных предметов особое внимание уделяется информационным компьютерным технологиям, военному делу, иностранным языкам и, конечно же, спорту.
- В чём принципиальное отличие президентского училища от обычной школы?
- В педагогической среде часто слышишь: любой современный педагог должен искать инновационный подход к преподаванию. Для наших педагогов это требование является обязательным. И это первое отличие. Например, такой известный всем учебный предмет, как «Технология», мы преобразовали в курс робототехники и аудиовизуальных технологий. Они включены в обязательный учебный план и полностью являются авторскими. На занятиях кадеты изучают возможности компьютера, учатся работать в различных программах.
Помимо школьной программы наши кадеты в обязательном порядке получают дополнительное развивающее образование. Это и занятия по ментальной арифметике и наглядной геометрии, и ораторское искусство, и курсы повышения медиаграмотности...
Работают мальчишки и руками – в кадетских мастерских и инженерных лабораториях. Табуретки никто, конечно, не делает, потому что выполняют задачи сложнее – проектируют, строят, моделируют, но ребята умеют обращаться с молотками и другими инструментами. Так что и табуретки при необходимости – не проблема!
Помимо трёх обязательных часов в неделю, кадеты в рамках дополнительного образования обязательно занимаются одним-двумя видами спорта. Одна из наших визитных карточек – робототехника. Кадетские роботы участвуют в многочисленных соревнованиях и конкурсах. И не только в России.
Следующее отличие – каждый кадет 8 класса в течение учебного года обязательно пишет исследовательскую или проектную работу, которая потом проходит защиту перед экспертным советом, состоящим в основном из кандидатов наук.
8-10 классы летом проходят двухнедельную курсантскую практику в военных вузах страны. Кадеты ежегодно выезжают в 10-12 городов – Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Новосибирск, Серпухов, Челябинск… Они «примеряют» на себя курсантскую жизнь, проверяют собственные представления о будущей профессии, чтобы не ошибиться в дальнейшем.
Для 5 и 6 классов четыре года подряд уже действует военно-образовательный модуль в форме военно-спортивной игры, к которой они готовятся весь год. Состязания включают в себя интеллектуальные, спортивные, военные и творческие задания, закладывающие основы знаний и навыков будущего офицера. Заканчиваются игры стрельбами на военном полигоне. Есть много и других отличий.
Погоны - ноша непростая
- Какой процент ваших выпускников после окончания училища выбирает военные вузы?
- Большинство мальчишек, которые приходят к нам на учебу, мотивированы в дальнейшем на поступление в военные вузы. Из стен нашего училища вышло уже более 450 выпускников. Около 70 % из них стали курсантами высших учебных заведений Министерства обороны РФ, ФСБ, МВД и МЧС, остальные поступили в престижные гражданские вузы Москвы, Санкт-Петербурга, других городов страны.
- А есть такие, кто бросает учёбу?
Бывает также, что кадет со временем понимает, что учёба и жизнь в условиях учебного учреждения закрытого типа – не для него.
Встречаются случаи, как я их называю, «родительского эгоизма», когда взрослым становится скучно без ребёнка, и они отыгрывают ситуацию обратно. Конечно, есть и те, кто не соблюдает дисциплину, но это единичные случаи.
Женщины могут всё, но…
- В Оренбургском президентском воспитывают будущих защитников Отечества. Вероятно, поэтому у вас в штате много мужчин-офицеров. А какова роль женского педагогического коллектива?
- Мужчины-офицеры составляют более трети нашего коллектива. Мы их уважаем и ценим. Офицер – это призвание, а призвание – навсегда. Офицер запаса продолжает нести службу – теперь уже на другом фронте – воспитывая молодое поколение, будущих офицеров, передавая им знания и опыт. В армии недаром говорят: отцы-командиры. Кто лучше офицеров-мужчин может понять психологию и душу подростка? Кто лучше их воспитает настоящих парней, закалит характер и преподаст уроки мужества и чести? Ведь у нас учатся не просто мальчишки - кадеты.
Но при этом мы не делаем акцента именно на этой составляющей образования. Оно должно быть всеобъемлющим, разносторонним и универсальным. А мальчишкам иногда требуется и материнский подход, и доброе участие педагога-психолога, воспитателя или классного руководителя…