В начале 2023 года в России произошло сразу несколько несчастных случаев, связанных с эксплуатацией газовых приборов. Как избежать трагедии, на что обратить внимание? На эти и другие вопросы нашего корреспондента ответила Юлия Гених, главный инженер - первый заместитель генерального директора АО «Газпром газораспределение Оренбург».
- Юлия Александровна, что является самой частой причиной возникновения несчастных случаев, связанных с использованием газовых приборов?
- Нарушение правил использования плиты, котла или колонки - это всегда потенциальная угроза. Самая частая причина – отсутствие тяги в дымоходе. Она может возникнуть по целому ряду причин: закрытый шибер, одновременное использование газового оборудования и принудительной вытяжки, нарушение герметичности, обмерзание, завал дымохода, вмешательство в работу газовых приборов. К сожалению, мы неоднократно встречались с ситуацией, когда абонент просто отключал автоматику безопасности, в результате – отравление угарным газом.
- К слову о вмешательстве. Насколько часто вы обнаруживаете, что абонент самовольно установил, подключил, поменял газовый прибор?
- Большинство жителей нашей области ответственно относятся к этому вопросу и приглашают специалистов «Газпром газораспределение Оренбург». В противном случае возникают ситуации, когда, например, в газопровод попадает вода из-за ошибки монтажа водяных и газовых подводок. В результате нам приходится отключать от газоснабжения целые подъезды, многоквартирные дома и проводить большую работу по ликвидации аварийной ситуации. При этом все затраты несет виновник происшествия, а это могут быть десятки и даже сотни тысяч рублей. Еще страшнее, когда из-за самовольных действий возникает утечка газа, при которой может произойти взрыв, пожар. Это все как раз те случаи, когда самонадеянность и псевдоэкономия денежных средств может обойтись слишком дорого.
- Как убедиться в том, что газовое оборудование – исправно и не представляет угрозы?
- Плиты, колонки, котлы нуждаются в регулярном профилактическом осмотре и техническом обслуживании. Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования проводится не реже одного раза в год, комплекс работ включает в себя: проверку наличия тяги в дымоходе и вентиляционном канале, соответствия установки газовых приборов нормативным требованиям, плавности вращения кранов, их разборку и очистку. Специалист также проверит все соединения на предмет их герметичности, а при обнаружении утечки газа немедленно ее устранит. При необходимости прочистит горелки от сажи и других загрязнений, отрегулирует горение газа на всех режимах работы, проверит работоспособность автоматики безопасности и проведет инструктаж абонента по безопасному использованию газа в быту, а также ответит на все вопросы, касаемые эксплуатации газовых приборов в квартире.
Ежегодно при проведении ТО ВДГО/ВКГО наши специалисты выявляют более 150 тысяч нарушений безопасной эксплуатации газового оборудования. Чаще всего обнаруживаются факты использования колонок и котлов при отсутствии притока воздуха, случаи заклеивания, закрывания вентиляционных каналов, наличия задвижки (шибера) в конструкции отопительной печи, отсутствия свободного доступа к газоиспользующему оборудованию, газопроводу, дымовым и вентиляционным каналам.
Кроме того, бывают случаи использования газового оборудования, нуждающегося в замене или диагностировании в связи с истечением срока эксплуатации. Под особым контролем у нас находится работа по замене газогорелочных устройств отопительных бытовых печей с истекшим сроком эксплуатации. В течение 2022 года произведена замена четырех тысяч газогорелочных устройств.
- А что делать с теми, кто принципиально не пускает газовиков домой? Есть какие-то рычаги воздействия на таких абонентов?
- Если абонент не обеспечивает доступ специалиста – составляется акт о недопуске, абоненту направляется уведомление о необходимости проведения работ. Информация о жильцах, не обеспечивших доступ для проведения работ после получения соответствующих уведомлений, направляется специалистами «Газпром газораспределение Оренбург» в Государственную жилищную инспекцию для применения к ним соответствующих мер, вплоть до приостановления газоснабжения. В 2022 году в Госжилинспекцию было направлено 1388 материалов. К слову, когда к данному вопросу подключаются надзорные органы, абоненты зачастую меняют свое отношение к данному вопросу и проявляют сознательность, обеспечивая доступ. Главное, чтобы потерянное время, которое ушло на оформление актов о недопуске и информационных писем от ГЖИ, не сыграло против самого абонента. Именно в таких квартирах мы и обнаруживаем утечки, самовольные монтажи и другие нарушения, которые могут привести к трагедии.