Об этом законе говорят уже давно: то снова вспыхивают споры о необходимости прямых или непрямых выборов глав городов и районов, то затихают, чтобы вновь начаться.
Именно поэтому вопрос №9 нынешней повестки дня Заксобра интересовал меня больше других, а ведь их было свыше 40. Причем, куда бы я сегодня не приходила, все спрашивали: «Ну что, приняли?», большинство из спрашивающих втайне лелеяли надежду на мой отрицательный ответ.
Но нет, закон принят. Принят пока только в первом чтении, против были только оппозиционные фракции, но их голосов, как водится, не хватило для блокировки. Казалось бы, закон может измениться ко второму чтению, но надежда на это слишком маленькая.
С оглядкой на федеральный центр
Но обо всем по порядку. 20 мая 2014 года Государственная Дума приняла закон, который теперь наиболее продвинутые депутаты называют просто «136», а на самом деле это закон, который практически уничтожает систему прямых выборов глав городов, районов, сел и деревень.
То есть систему, которая сейчас существует в Оренбурге и многих районах области, когда депутаты из своего состава выбирают главу города, и которой, к слову сказать, не очень довольны многие, предлагается распространить на все муниципальные образования необъятной страны.
Напомню, что в Оренбурге эта схема уже принесла несколько скандалов, двоевластие и кучу недовольных со всех сторон. Кто-то говорит, что дело в личностях, кто-то о том, что дело в принципе разделения и властных и финансовых потоков. Но факт, на мой взгляд, остается фактом – такая схема практически нивелирует статус глав города.
Справедливости ради, отмечу, что федеральный закон все же предоставляет депутатам субъектов РФ «вилку»: глава может быть избран либо прямым голосованием, либо из состава депутатов, но оренбургские народные избранники, вопреки всей логике и здравому смыслу, выбрали, на мой взгляд и взгляд очень многих жителей Оренбургской области, не самый удачный вариант – выборы из состава депутатов.
Еще тем самым федеральным законом вводилось понятие «внутригородской район», в котором по закону также может осуществляться пресловутое местное самоуправление. То есть вновь вводилось понятие внутригородских районных советов депутатов. Об этом уже писалось много, а, исходя из того, что, хвала Создателю, это не вошло в изменяемый закон Оренбургской области, и не будем об этом говорить.
Глава – не глава
Итак, оренбургские областные депутаты предлагают нам не избирать глав муниципальных образований напрямую, а доверить все это сложное священнодействие тем депутатам, которых мы все-таки пока еще выбирать будем. Оренбургские законотворцы решили поступить вопреки общественному мнению, хотя и говорят обратное.
Вот простой пример, Александр Куниловский, председатель комитета по местному самоуправлению, в эфире «Эха Москвы в Оренбурге»: «Прежде чем выйти на формирование проекта закона, работала рабочая группа. Учитывались складывающиеся тенденции отношения к выборам в сельских районах, в городских поселениях. Я в Законодательном собрании работаю с 2002 года, и могу проследить тенденцию развития политических приоритетов наших граждан и, к сожалению, мы получаем картину полной консолидации общества в нежелании участвовать в политическом процессе, и зачем мучить людей, перевоспитывать их, меняя восприятие, перекладывая на них ответственность, которую они никак не желают».
Понятно вам? Вот так, господин Куниловский все решил за нас с вами, у него, видишь ли, тенденция… Не результаты публичных слушаний, референдума, социологических опросов – нет, просто «он работает и он видит».
Причем ни он один. Сергей Грачев на заседании тоже поделился наболевшим: «Я проехал практически всю область: и сельсоветы, и райсоветы. Мнения разные, но когда начинаешь рассуждать, многие начинают задумываться».
Хорошая формулировка – «многие». Где опросы общественного мнения?! Почему вы не спросили самих избирателей?
А вообще, надо бы назвать всех тех, кто так рьяно и гордо выступил с этим законопроектом.
Итак, председателя комитета вы уже знаете – Александр Куниловский, кстати, он сменил на этом посту господина-товарища Владимира Новикова, который сейчас заместительствует в этом комитете, причем вот парадокс: главного оренбургского коммуниста сместили с этого места именно за проблемы с бюллетенем во время недавних губернаторских выборов.
Поехали дальше: Ильдар Насыбуллин (Единая Россия), Николай Саблин (ЛДПР) и главный единоросс Оренбуржья Игорь Сухарев.
Вот именно эти люди. Хотя нет, не все они, исходя из того, что КПРФ и ЛДПР все же против законопроекта в таком виде, остаются три представителя самой единой партии в России.
А вот состава той самой рабочей группы, которая «работала» и титаническими усилиями подготовила этот законопроект, я на сайте Законодательного собрания, как ни искала – не нашла, увы.
14 странных
Так и это еще не все. Этим же законопроектом районы, где 14 и менее поселений, вообще лишили права напрямую выбирать депутатов райсоветов. Вот пусть главы сельских поселений (кстати, тоже избранные из состава депутатов) и депутаты сельсоветов и войдут в райсоветы. Почему 14? «Просто потому что 14», – так ответил господин Куниловский.
Интересен и еще один аргумент: «Мы сейчас попробуем, а потом посмотрим». Отлично! Экспериментируем дальше! Напомню еще один момент – очень мало законов, которые так подвергаются изменениям, как выборные. Ветер налево – меняем закон, ветер направо – меняем закон, новый предвыборный цикл – меняем закон. Весело живем!
Кстати, после второго чтения, у городов и районов будут все три месяца, чтобы изменить уставы, хотя… многим этого делать уже не придется, странная выборная система там и так уже работает.
Выводы, честно говоря, однозначные. Все это делается для того, чтобы усилить контроль над главами городов, районов и сел, убирается всякое упоминание о всенародной демократии. Да, случаев отзыва глав населением пока не было, но теоретическая возможность этого была, а теперь и выбрать нельзя, и убрать нельзя.
Так может, тогда лучше попросту назначать глав: и проще, и дешевле, и результат тот же – управляемость глав.
И не надо мне сейчас говорить о низкой явке избирателей! Такими темпами ее не будет вообще, ну нет мотивационной составляющей у населения, в свой законный выходной день идти на избирательные участки, чтобы поставить галочку за какого-то депутата, которого они и видеть не видят потом на своем округе. Есть, конечно, и работающие народные избранники, но их, к сожалению, меньшинство.
И еще один момент – господа Куниловский, Сухарев и Насыбуллин вроде как и не хотят больше быть избранными, раз проводят в жизнь такие законы и предлагают своим собратьям по партии нивелировать демократическую избирательную систему в Оренбуржье. Хотя нет, они-то как раз надеются на тот самый пресловутый административный ресурс и на отсутствие порога явки, а мы с вами, даже те, кто всегда ходил на выборы, в следующий единый день голосования сильно задумаемся: «идти или не идти». Вот теперь-то точно – все за нас решили.
Крышечка и монархия
И пара забавных фактов напоследок.
Сначала о принципах, незыблемых и коммунистических. Владимир Новиков, невзирая на всю его нелюбовь к Жириновскому, все-таки признал его правоту, когда главный либерал-демократ призывал вернуть монархию. Может быть, это был сарказм, по крайней мере, на это хочется надеяться, но выглядело очень комично – коммунисты согласились с Жириновским, что надо вернуть монархию.
И второй забавный момент. Журналисты, которые не телевизионщики, сидят на балконе, прямо над головами народных избранников. Подходит ко мне молодой человек и говорит: «Вы наденьте на шею фотоаппарат, а то вдруг слетит вниз, на кого-нибудь». Посмеялась я, да рано. Ремень от фотоаппарата надела на шею, а вот крышечку случайно уронила, причем даже не заметила как.
Как рассказали мне потом коллеги, упала эта крышечка кому-то на голову. Печально, вины своей не снимаю, не покалечила и ладно, все ж не специально, но вдруг пришла крамольная мысль: «А вот если бы упал кирпич, вдруг законы стали бы другими?!»