Представители Российских железных дорог вместе с коллегами из Казахстана, Узбекистана и Афганистана рассматривают проект создания трансконтинентального пути для перевозки сельхозродукции и минерального сырья. Железнодорожное полотно соединит системы ЖД-перевозок четырёх стран, позволив составам идти из центральной части России до афганского города Мазари-Шариф. При этом важнейшим перевалочным пунктом для такого афганского экспресса станет станция Илек Оренбургской области.
О позитивной возможности создания такой линии высказался начальник управления грузовой и коммерческой работы "Узбекистанских железных дорог" Абдусалам Туйчиев на форуме "Сделано в России".
Уже сегодня в рамках проекта "Агроэкспресс" через Илек идёт ускоренная доставка сельхозпродукции из Узбекистана в Россию и наоборот в специальных рефрижераторных составах. Но есть идея продлить дорогу дальше, построив перемычки для выхода на трансафганскую ЖД. Это, по мнению Туйчиева, откроет новые возможности для поставки продовольствия в этот регион.
Для Оренбургской области это возможность привлечь деньги для развития железнодорожной инфраструктуры на юге области, в частности, на станции Илек. Плюс - дополнительные возможности экспорта сельхозпродукции для наших производителей и фермеров.
Но есть и опасения. Афганистан, к сожалению, является страной, где крупный объём теневой экономики завязан на производсте наркотиков. По некоторым данным, 70% всего поставляемого в Европу опиума - именно афганского происхождения. Прямой железнодорожный путь может стать большим соблазном для наладки наркотрафика. И пройдёт он, если не будет остановлен пограничиниками и полицией, тоже через территорию нашей области.