Примерное время чтения: 6 минут
121

«Говорят, платок – ненастоящий!»: борьба за пуховый бренд не утихает

Количество судов против производителей подделок резко выросло с расцветом интернет-торговли.
Количество судов против производителей подделок резко выросло с расцветом интернет-торговли. Группа Индустриального парка «Оренбургский пуховый платок» в «ВКонтакте»

Оренбургский пуховый платок в последние годы ассоциируется не только со своей родиной-регионом, но и чередой скандалов с поддельными товарами. За последние два года резко подскочило число судебных тяжб между законными представителями пухового бренда и продавцами контрафакта. На Фабрике Оренбургского пухового платка рассказали, по каким критериям определяют качество изделия и может ли оно называться оренбургским пуховым платком, а также какую отрицательную роль сыграл расцвет торговли через Интернет.

«Война» с контрафактами

Примечательно, что до 2020 года случаи контрафакта пуховых платков из Оренбуржья были единичными. Четыре года назад ситуация изменилась кардинально. С началом пандемии продавцы ринулись в Интернет и обнаружили, что ниша продаж оренбургскими пуховыми платками занята лишь небольшим числом предпринимателей. С этого момента количество продаж контрафакта выросло в несколько раз.

- Главная проблема даже не в количестве производителей контрафакта, а в качестве их изделий. В большинстве своём продукция не проходит даже самую примитивную проверку. При производстве контрафактных платков редко соблюдается технология, начиная от используемого материала и заканчивая внешним оформлением изделия. Такие платки можно назвать пуховыми, но оренбургскими – ни в коем случае, - рассказывает директор фабрики «Оренбургский пуховый платок» Елена Курлаева. Фабрика на данный момент является одним из шести обладателей НМТП «Оренбургский пуховый платок».

Фото: Группа Индустриального парка «Оренбургский пуховый платок» в «ВКонтакте»

 

Нередки случаи, когда контрафактные изделия оказываются опасными для потребителей. Покупатели обнаруживают, что у них начинается аллергия на материал, из которого произведён платок. Претензии поступают, как правило, к законному носителю наименования – пухфабрике, которая никакого отношения к данному спорному изделию не имеет.

- С 2020 года пухфабрика подала более 70 исков к продавцам контрафакта. Чаще всего это мужчины среднего возраста, к промыслу не имеющие никакого отношения. Обычно подобные иски разрешаются по мировому соглашению: нечистые на руку продавцы прекращают продажу. В противном случае сумма иска может доходить до 16 миллионов рублей. При этом существуют и принципиальные противники в нашем же регионе, которые также имеют НМТП, но предпочитают вставать на сторону ответчиков. Однако здесь мы подозреваем, что речь идёт не столько о желании получить свою долю, сколько оспорить наши права на бренд и стать единственным монополистом в изготовлении оренбургских платков, - объяснила юрист Наталья Наумова.

В ближайшем будущем отношение к бесконтрольной продаже контрафакта может измениться. В новом издании закона, регулирующего интернет-продажи, ожидаемо появится графа, обязующая маркетплейсы требовать лицензию у производителей товара из категории народных промыслов.

 

Не каждый пуховый платок – оренбургский

Звание настоящего оренбургского пухового платка ещё нужно заслужить – изделие должно соответствовать всем критериям. Качество его оценивает художественно-экспертный совет, в состав которого входят, к примеру, модельер Анна Советова и директор Музея пухового платка Ирина Бушухина. 

Среди критериев, выдвигаемых к изделиям, изготовленным вручную на спицах, как требования к материалу, так и к рисунку. В настоящее время использование найти качественный пух сложно, но появляются новые хозяйства, идет селекционная работа, поголовье растет и есть положительные перспективы. Качество пуха - это, в первую очередь, его толщина – она не должна превышать 20 микронов. Здесь также стоит упомянуть знаменитый метод проверки с помощью обручального кольца – платки из некачественного материала не могут просочиться через заданный диаметр. Кроме того, определены и стандартные цвета платков – оттенки белого и серого (к последним отнесён и чёрный).

В правилах отбора подробно расписаны и правила составления рисунка – решётки, канвы и центрального поля. Для каждого из фрагментов также имеются свои требования, и мастерицы их знают.

Фото: Группа Индустриального парка «Оренбургский пуховый платок» в «ВКонтакте»

 

К сожалению, на современном рынке покупатели нередко сталкиваются с подделками, которые имеют самое опосредованное отношение к тому, что является настоящим пуховым платком. При проверках выясняется, что используемая пряжа изготовлена из низкокачественного пуха, а иногда – шерсти. Определить в момент покупки качество материала практически невозможно, увидеть разницу может только эксперт. Огрехи проявляются только впоследствии, когда изделие начинает фактически расползаться в процессе носки, а в особо критических случаях материал может вызвать аллергию.

Причём некоторые продавцы пуховых платков (в первую очередь это касается интернет-торговли) не утруждают себя проверками, скупая дешёвые пуховые платки в других регионах за 300 рублей и затем продавая их по цене от трёх тысяч.

Однако самым обидным для главного бренда Оренбуржья являются грубые нарушения со стороны местных производителей. На рынке имеются мастера, которые знают правила, однако искажают их, желая заработать. Такие платки отличаются нарушением композиции, использованием несвойственных цветов и низким качеством материала.

- На судебных заседаниях такие производители нередко даже не отрицают, что их платки не соответствуют требованиям. Они порой ещё и высказывают экспертам свои обиды, пытаясь выдать свою работу за «вольное творчество», которое якобы «душат». Но правила есть правила, они установлены не вчера. Как в музыке всего семь нот, так и в нашем случае есть свои установленные аксиомы, - говорит Наталья Наумова.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах