aif.ru counter
109

Макромеры для микрозаймов. Чем и как «приструнят» кредитные организации?

Станислав Ломакин / АиФ
Фото: УФАС по Оренбургской области

В последнее время обстановка с кредитованием населения - просто накалённая. Реклама о предоставлении кредитов и займов на самых выгодных условиях буквально на каждом шагу. Её видим и на улицах города и по телевизору и в газетах - везде. Многие оренбуржцы взваливают на себя непосильное бремя кредитов, не понимая, как трудно, а порой невозможно, рассчитаться с кредиторами. О том, насколько законна такая реклама, корреспонденту «АиФ-Оренбург» рассказала заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова.

Займ займу рознь…

 - Людмила Юрьевна, существуют ли ограничения такой рекламы?

- Действительно, сегодня реклама всевозможных финансовых услуг достаточно навязчива. Законодательством РФ она не запрещена. Но Закон о рекламе устанавливает достаточно жёсткие требования и ограничения к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности. Закреплены эти требования статьей 28 указанного закона. Вкратце перечислю данные требования.

Реклама кредитов, займов, ипотеки, ломбардов, страховых организаций обязательно должна содержать полное наименование лица, оказывающего рекламируемые услуги, т.е. с обязательным указанием на организационно-правовую форму. Это, к примеру, ООО, ПАО, кооперативы, МФО. Также она должна быть добросовестной и достоверной. Кроме этого, если в такой рекламе содержится хотя бы одно условие, которое повлияет на доходы, расходы, связанные с получением конкретной финансовой услуги, либо, повлияет на общую стоимость кредита, займа - то должны быть указаны абсолютно все условия приобретения услуги. Все те условия, что предусматривает конкретный договор на получение, допустим, кредита, займа. Нельзя забывать и том, что реклама финансовых услуг допускается только от тех организаций, которые имеют необходимые лицензии, сертификаты, либо включены в соответствующие реестры. Так, например, если организация не является микрофинансовой организаций - она не имеет право в рекламе указывать информацию о предоставлении микрозаймов. И уж тем более выдавать такие займы.

Штраф за «молчание»

- За красивыми картинками и яркими вывесками скрываются зачастую не такие выгодные условия. И случается, что под влиянием привлекательной рекламы гражданин оформил займ в микрофинансовой организации, и оказывается должен этой организации сумму, в десятки раз превышающую размер этого самого займа.  Какая  ответственность предусмотрена за распространение такой недобросовестной рекламы?

- В соответствии с Законом о рекламе ответственность за нарушение требований к рекламе финансовых услуг/деятельности несёт рекламодатель, т.е. лицо, определившее содержание рекламы и объект рекламирования. За нарушение отдельных требований ответственность несут и рекламораспространители, т.е. лица, осуществившие распространение рекламы (собственники магистральных щитов, главные редакторы СМИ, телеканалы, радиостанции). Административная ответственность за нарушение требований закона о рекламе установлена статьей 14.3 КоАП РФ.  Так, несоблюдение требований к рекламе финансовых услуг влечёт наложение административного штрафа. В случае установления вины граждан сумма штрафа составляет от 2 до 2,5 тысяч рублей; должностных лиц от 4 до 20 тысяч рублей; юридических лиц - от 100 до 500 тысяч рублей.

С 29 июня 2015 года произошло ужесточение административной ответственности за размещение рекламы кредитов или займов, которая содержит хотя бы одно условие, которое влияет на общую стоимость кредита, но умалчивает об остальных условиях. Так вот, в этом случае должностные лица  несут ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 тысяч рублей; юридические лица - от 300 до 800 тысяч рублей.

Обманули? Пишите заявление!

- Какая работа ведётся антимонопольным органом, чтобы предупредить все неблагоприятные последствия ненадлежащей рекламы?

- В соответствии со статьей 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет постоянный контроль и надзор на подведомственной территории  в целях выявления нарушений законодательства о рекламе. Цель деятельности антимонопольного органа в сфере законодательства о рекламе - это выявление, пресечение и предупреждение нарушений законодательства о рекламе. Нарушения в рекламе финансовых услуг выявляем путём проведения плановых/внеплановых проверок деятельности хозяйствующих субъектов; проведения постоянных проверок рекламы, распространяемой на подведомственной территории; рассмотрения поступивших обращений (жалоб, заявлений) от юридических и физических лиц, ИП, государственных и правоохранительных органов. В случае выявления и установления правонарушения применяются штрафные санкции. Так, в 2015 году общая сумма штрафов за нарушение законодательства РФ о рекламе составила порядка 545 тысяч рублей. Из них порядка 50 тысяч рублей - это штрафы в отношении должностных лиц за размещение незаконной рекламы финансовых услуг/деятельности.

В тему

Всегда внимательно читайте условия кредитного договора, особенно прописанные мелким шрифтом. Не подписывайте договор, купившись на улыбки сотрудников микрофинансовых организаций, малый перечень документов и время оформления. «Лёгкие» деньги, полученные вами быстро и без «проволочек», могут уже месяц превратиться в неподъёмный финансовый «ком», обросший драконовскими процентами и неустойками. И тогда, несмотря на усилия правоохранительных и надзорных органов, вам будет очень трудно выплатить задолженность!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах