Следственный комитет выясняет причины аварии, при этом руководство училища ограничилось лишь официальным подтверждением факта трагедии. Больше никакого общения с прессой не было, но по неофициальным данным некоторые подробности происшествия корреспондентам АиФ Оренбург установить всё-таки удалось.
Ветровой удар или ошибка пилотов?
Лётные тренировки будущих пилотов в бугурусланском училище с 2014 года полностью проходят на лёгких одномоторных самолётах Diamond DA40 Diamond Star - их в авиапарке училища 16 единиц. Прежние учебные Ан-2 - законсервированы. «Даймонды» хвалят за простоту конструкции, дешевизну в эксплуатации, небольшую массу (870 кг) и четыре места в кабине: два пилотских и два пассажирских. Эти самолёты широко используются для первичного обучения лётному делу во многих авиашколах Европы и Азии.
По рассказам очевидцев, трагедия на аэродроме произошла утром, в 10:35. Курсант Павел Чернышев и инструктор Алексей Шляпкин выполняли полётную программу, отрабатывая режимы полета при отказе двигателя. Машина уже снижалась по глиссаде, но по неустановленной пока причине потеряла устойчивость и стала заваливаться в штопор. Довершил дело резкий порыв ветра, которые нередко случаются в нашем степном краю. Он, по словам очевидцев, окончательно лишил устойчивости лёгкий самолётик (DA40 почти полностью собран из пластиковых композитов) и тот рухнул на землю. От удара у него оторвало крылья, а головную часть кабины, где сидели инструктор и курсант, сильно расплющило.
По словам брата погибшего, давшего интервью красноярскому телевидению, родственникам сообщили, что предварительная причина катастрофы - остановка двигателя.
Следователи возбудили уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» по факту падения учебного самолета Бугурусланского летного училища гражданской авиации, – сообщает пресс-служба Уральского следственного управления на транспорте СК РФ.
Выдвигаются три основные версии трагедии: ошибка в пилотировании, отказ техники и сложные метеоусловия.
Сейчас на месте крушения работают сотрудники Оренбургского следственного отдела на транспорте. Специалисты в области авиации, представители Межгосударственного авиационного комитета осматривают место происшествия.
Уже после катастрофы СМИ стали обсуждать и подробности личной жизни погибших пилотов. Оказалось, что Алексей Шляпкин буквально накануне страшного происшествия стал отцом, а жена Павла Чернышева сейчас ожидает ребенка.
Алексей Шляпкин – бывший военный пилот, после увольнения в 2012 году из армии, работал летным инструктором в Бугурусланском училище, а Павел Чернышев пришел учиться пилотированию гражданских самолетов также после службы в армии и работы бортпроводником, - сообщает Lifenews.ru.
Вот, что рассказал порталу orenday.ru сокурсник Павла Сергей Смирнов: «Паша был добродушным, грамотным парнем. Я всегда обращался к нему по учебе. Он ведь все на лету схватывал. Он меня всегда консультировал, доступно объяснял. Паша был организованным, крепким парнем. Всегда на виду, преподаватели зачастую ставили его в пример нашему курсу. Он был, и остается хорошим человеком. Нам не верится, что такое могло произойти. Эта трагедия никого не оставила равнодушным. Мы все его любим и скорбим». Стало известно, что Павла Чернышева похоронят на родине, в Красноярске.
Ульяновское «эхо»
Аварии с «Даймондами», к сожалению, не редкость. Ровно год назад, в мае 2014-го при схожих обстоятельствах разбился DA40 Высшего училища гражданской авиации в Ульяновске. Тогда тоже при выполнении учебного полёта погибли 51-летний пилот-инструктор и 20-летний курсант. Разбирательство трагедии тогда показало, что виноваты были именно пилоты, допустив ошибку в управлении.
Вот, что было написано в отчете комиссии, разбиравшейся в причинах той авиакатастрофы: « При осмотре места происшествия установлено, что в момент столкновения самолета с землей двигатель самолета не работал. Осмотр кабины самолета показал, что главный выключатель двигателя (ENGINE MASTER) находился в положении «выключено». В результате проведенных исследований установлено, что выключатель был установлен в это положение до момента столкновения с землей. Комиссия считает, что главный выключатель двигателя «ENGINE MASTER» мог быть установлен экипажем в положение «выключено» ошибочно, из-за перепутывания с выключателем «FUEL PUMPS» (топливные насосы). Оба выключателя расположены в непосредственной близости друг от друга (40 мм), форма выключателей «ENGINE MASTER» и «FUEL PUMPS» одинаковая, способы воздействия (вытяжного типа) одинаковые, оба функционально относятся к системе управления двигателем».
Как рассказывают курсанты Бугурусланского училища, после ульяновской катастрофы был введен негласный закон – ни в коем случае курсант не должен отключать двигатель во время полета. На кнопку остановки двигателя даже вешали красную прищепку.
В прошлом году «АиФ в Оренбуржье» рассказывал и о том, что у курсантов БЛУ было отставание в налёте тренировочных часов: это тогда подтвердил и Михаил СМУРОВ, ректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. Отставание в учебном налёте ребятам приходилось навёрстывать уже после приёма в университет.
В то время в университете сообщили, что парк самолетов училища будет полностью состоять из высокоавтоматизированных аппаратов со «стеклянной кабиной». В самой бугурусланской «лётке» уверяли, что ситуацию исправят. И сетовали на то, что в некоторые сезоны «недобор» часов пилотирования происходит из-за частой нелётной погоды. А пока до выяснения деталей аварии полёты курсантов приостановлены.