С детьми играли испокон веков. Игра для ребенка так же необходима, как еда. Обучение и общение, понимание значимости получаемых во время игры навыков невозможно переоценить. Казалось бы, что может быть проще, чем игра с малышом?
Игрушка или общение?
Интересно, что игрушки разных стран и времен во многом похожи. Это фигурки животных, куклы и мячи. А вот материал мог быть абсолютно разным: дерево, ткань, слоновая кость и янтарь, солома и глина. Игрушки отражали то, что встречалось в реальной жизни. В Египте находили древнюю игрушку-крокодила, в Индии – быка, в Греции – лебедя. На Руси первыми игрушками были колокольчики, свистульки и мячики. Во многих странах были куклы-хранители домашнего очага, куклы-обереги. Всегда были игрушки для детей из богатых семей и для простолюдинов. В музеях хранятся фарфоровые куклы ростом с 3-летнего ребенка и из ткани размером меньше ладони. Маленькие доспехи, игрушечное оружие и домики для кукол – человечество не слишком продвинулось в этой сфере развлечения.
Некоторые исследователи склонны считать, что игрушка все-таки предназначена для самостоятельного развития и знакомства с окружающим миром. Если взрослый играет с малышом – игрушки при этом не обязательны. Общение – разговор, физический контакт – прикасания, поглаживания – все это можно делать без погремушек. Ребенок с удовольствием следит за лицом взрослого, сжимает в кулачках его пальцы, реагирует на голос, пытается отвечать.
Игрушка приучает малыша занимать свое время самостоятельно. Изучать окружающий мир и свои способности, искать им применение. Игрушки у ребенка, несомненно, должны быть. Но вот какие? Действительно ли родители должны уделять им особое внимание или достаточно принципа «нравится – не нравится»?
Простор для фантазии
Психологи уверены: игрушка должна оставлять простор для фантазии. Современная натуралистичная кукла может быть только тем, кем её уже сделали. В то время как простейшая кукла-берегиня, которая не имела лица, могла быть в игре и дочкой, и матерью, и доброй и строптивой.
Еще более ограничены игрушки с определенным набором функций. Нажимаешь кнопку – раздается звонок, играет музыка или мигает лампочка. Такие действия могут занять ребенка на некоторое время, но совсем ненадолго. Они практически не развивают свободу фантазии, эмоциональность или активность, дети быстро теряют к ним интерес. А значит, требуется новая порция развлечений.
Иное дело незаслуженно забытый самый обыкновенный мяч. Его можно подбрасывать и катать, стучать об пол и перепрыгивать, когда он отскакивает от стены, отбивать головой и набивать на ноге. Иногда родители наблюдают на детской площадке ситуацию, когда дети бросают свои дорогие игрушки и бегут играть в мяч, принесенный другим ребенком. Или предлагают обмен. На те же блестящие машинки и нарядные куклы.
Игрушки отражали эпохи и основные события. В послевоенные годы мальчишки играли в танчики. После полета человека в космос на полках детских магазинов появились ракеты и луноходы. После 1980 года в каждой семье был олимпийский мишка.
Потом была эра игрушек из любимых мультфильмов – Чебурашка, Винни-Пух и Буратино. Но какой бы ни была игрушка, она обязаны быть безопасной. В советские времена эта тема была мало актуальна. Пластмасса, резина, искусственные ткани и мех. Материалы не то, что не вызывали никакого опасения, такой темы – опасные игрушки – еще не существовало.
Другое дело – современная история. Контроль не поспевает за производством. Производители в погоне за прибылью не всегда заботятся о безопасности своей продукции.
- Основное, на что необходимо обратить внимание родителям при покупке игрушки - это материал, форма, цвет и запах, - советует Наталья Козырева, начальник сектора по подтверждению соответствия промышленной продукции, услуг и СМК ФБУ «Оренбургский ЦСМ». - Игрушка не должна иметь стойкого неприятного запаха, острых выступающих частей, должна быть изготовлена из безопасных материалов, цвет игрушки должен быть максимально естественным. Игрушка при ее применении по назначению не только не должна представлять опасности для жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними. Она обязана обеспечивать отсутствие риска!
Одно из требований, на которое ещё необходимо обращать внимание, и особенно это касается ввозимой продукции, – требование к маркировке игрушек. Маркировка должна быть достоверной, четкой, легко читаемой, легко доступной, на русском языке. Четко читаться должны и наименование игрушки, и страны, где она изготовлена. Покупатель должен знать наименование и местонахождение изготовителя или импортера, обладать информацией для связи с ними. Должен быть указан минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка. Если игрушка предназначен для детей до 3 лет, то обязательно указывается основной конструкционный материал. Помимо этого маркировка должна содержать информацию о дате изготовления, сроке службы изделия (или сроке годности), а также, при необходимости, условиях хранения.
Для наборов включают комплектность, правила эксплуатации, способы гигиенической обработки, предупредительные надписи, инструкцию по сборке. Предупредительная информация должна содержать указание об особых мерах предосторожности при использовании. При всем этом даже упаковка детской игрушки должна быть безопасной и исключать риск, связанный, например, с удушьем ребенка.
Гаджеты, компьютеры, игровые приставки
Старшее поколение удивляется – как быстро малыши осваивают современные гаджеты. Взрослые годами используют один и тот же телефон, носят его в ремонт, объясняя тем, что привыкли. Молодые меняют их дважды в год, и уверены – телефон давно уже не просто средство для связи. Это окно в мир, ежедневник, помощник в работе и в жизни, источник информации.
Огромная роль в заботе том, чтобы виртуальный мир вытеснил из жизни ребенка мир реальный, принадлежит родителям. Конечно, проще отвлечь ребенка, взяв в дорогу планшет с большим количеством мультфильмов. Рисовать, читать, загадывать и отгадывать шарады, играть в морской бой или составлять слова из букв длинного слова, учить с малышом стихи или песенки – все это, несомненно, сложнее, и требует от взрослого эмоциональных затрат, времени и внимания.
- Именно в подобном взаимодействии между родителем и ребенком устанавливаются контакты, которые в дальнейшем помогут находить общий язык в более сложных проблемах, которые будут возникать в старшем возрасте, - говорит Светлана Абакумова, школьный психолог. – Детская психика очень подвижна и отзывчива. Стоит пропустить момент, когда ребенок нуждается во взрослом, и это место займет что-нибудь из внешней среды. Как это «что-то» отразится на его воспитании, настроении и мировосприятии – большой вопрос. Не бросать воспитание на самотек так же важно, как и оставлять пространство для самостоятельного поиска и реализации природных способностей маленького человека.