В редакцию «АиФ Оренбург» обратился Петр, который был удивлен тем, что для прогулки по Уралу на речном трамвае нужно подписать заявление о вступлении в пайщики потребительского общества «Центрстрой». Корреспондент «АиФ-Оренбург» решил разобраться в этой ситуации.
Нет подписи – нет прогулки
В одну из пятниц Петр хотел покататься на речном трамвайчике. Но перед тем, как заплатить 150 рублей за билет, его попросили подписать заявление о приеме в пайщики ПО «Центрстрой». Подписывать бумагу он не стал, в ответ на это ему отказали в прогулке по реке Урал. Но другие люди спокойно подписывали это заявление, не задумываясь о последствиях.
Ситуацию с заявлением, которое нужно подписать, для того, чтобы прокатится на судне, прокомментировал один из представителей речного трамвая:
«Мы некоммерческая организация, поэтому брать деньги за прокат не имеем права. Но нам же нужно заправлять трамвай, получать зарплату. Поэтому мы принимаем посетителей в пайщики ПО «Центрстрой». Они вступают в наше общество, платят 150 рублей, которые являются взносом. Если в течение месяца посетитель приходит кататься еще раз, то это заявление повторно он не заполняет: просто платит 150 рублей за прогулку на трамвае. Если в течение месяца он не приходит еще раз, то автоматически исключается из нашего общества: бумага теряет свою силу. Об этом как раз и говорится в статье 438 ГК РФ. И никуда никакие взносы с вас не взимаются. Бумага остается ровно на месяц, через месяц она просто уничтожается».
Судьба пайщика
Так как все посетители вступают в потребительское общество «Центрстрой», разберемся, что это за общество и как оно работает. Потребительское общество или кооператив представляет собой некоммерческую организацию, бюджет которой пополняется исключительно за счет паев членов общества (кем и становятся желающие прогуляться на речном трамвае).
Потребительское общество удобно для его создателей тем, что такой формат организации позволяет не платить налоги, так как фактически доходов у них нет. Если ссылаться на закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», то для вступления в потребительское общество нужно подать заявление, которое будет рассмотрено в течение 30 дней советом общества. А в заявлении, которое подписывают посетители речного трамвая, указано, что в случае задолженности по членским взносам равной одному месяцу пайщик считается выбывшим из общества. Получается, что те, кто подписал заявление и катался на речном трамвае, в любом случае пайщиками не станут: за то время, что рассматривается заявление о вступление в общество, у человека появляется задолженность по членским взносам, а значит, он исключается из общества.
Чтобы убедиться в том, что людям ничего не грозит, корреспондент «АиФ Оренбург» обратился к юристу Эльдару Шарафутдинову. Прочитав заявление, которые подписывают оренбуржцы, Эльдар усомнился в том, что хоть кто-нибудь перед тем, как подписать документ знакомится с уставом общества:
«Я предполагаю, что при подписании данного заявления, люди не читают никаких документов, указанных в заявлении. Граждане должны понимать, что при подписании данного заявления, они возлагают на себя бремя обязанностей, в том числе финансовых, хоть в заявлении и указано, что в случае задолженности по членским взносам пайщик выбывает из общества».
Поэтому всем тем, кто собирается кататься на речном трамвае, можно посоветовать перед тем, как что-то подписывать и брать на себя какие-либо обязательства познакомиться с уставом общества, правами и обязанностями пайщиков, а только потом решать, ставить свою подпись в заявлении или все-таки прогуляться пешком по набережной, а не на трамвае по реке.