Летописец пороков
Когда я услышала трагическую новость о смерти Маркеса, то была даже немного удивлена. К стыду своему, я думала, что его уже нет в живых. А все потому, что несколько лет назад я слышала, что он серьезно болен, и думала, что именно это и стало причиной смерти. Оказывается, Маркес – человек, который так просто писал о жизни и смерти, сам сумел дважды обмануть смерть. В конце 80-х годов он перенес рак легких – писатель за работой мог скуривать по три пачки сигарет. Но после операции болезнь отступила. Позже он поборол еще и лимфому. И вот на 88 году он все же ушел…
… Мое знакомство с Маркесом началось, конечно, же со знаменитого романа «Сто лет одиночества». Для меня он стал настоящим откровением – еще никто так не писал о бренности жизни и пагубности пристрастия к индивидуализму. Кроме того, эта книга открыла мне двери в литературу Южной Америки, которая, как, к примеру, и японская, кардинально отличается от нашей и классической европейской и североамериканской. Во-первых, это совершенно иной ритм жизни, причем до сих пор не могу для себя определить, чем именно иной. Вроде и скорости там никакой нет. Но и размеренным не назовешь. Во-вторых, в этих книгах удивительно много секса, причем – как обычной стороны жизни. Для героев секс – это норма. И нам, носящим отпечатки пуританства чуть ли не на генетическом уровне, сначала тяжело к этому привыкнуть.
Не буду пытаться пересказать сюжет романа – сказать, что это описание жизни шести поколений одной семьи в одной деревне, недостаточно, чтобы передать глубокий смысл. Его можно понять только прочитав книгу самостоятельно. Или не понять… В моем окружении «Сто лет…» - либо любимое произведение, либо то, что никогда в жизни не будешь перечитывать. Промежуточных вариантов почему-то нет.
Я, кстати, уже давно хочу перечитать роман. Останавливает только одно – пока моя библиотека не пополнилась личным экземпляром книги в ее традиционном понимании. Читать Маркеса с электронных гаджетов для меня неприемлемо. Только бумага, только шелест страниц…
Книги для жизни
После «Ста лет…» я читала знаменитого «Полковника…» - повесть о забытом всеми, но не теряющем надежды на лучшее ветеране. Дальше была «Осень патриарха» - одно из самых, с моей точки зрения, политических произведений Маркеса, «История одной смерти, о которой знали заранее». И наконец, «Любовь во время чумы» - самая оптимистичная повесть классика. Она изменила само мое восприятие писателя – он не только тот, кто видит прозябание общества и ошибки человечества. Он – тот, кто умеет любить вопреки всему, тот, кто не мечтает, а медленно, но верно идет к своей цели и достигает ее. Да, герой повести воспринимался мной именно как автопортрет писателя.
Уже позже, учась в университете, я узнала, что Габриэль Гарсиа Маркес еще и журналист. Он даже побывал в Москве на знаменитом международном студенческом слете. После этого он написал эссе с заголовком «СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы!». В нем колумбиец написал, что «самые интересные люди живут в России», и до конца жизни был в этом уверен.
Произведения Маркеса буквально разобраны на цитаты. «Но если они и научились чему-то оба, то лишь одному: знание и мудрость приходят к нам тогда, когда они уже не нужны». («Любовь во время чумы»). «Благополучная старость - это умение договориться со своим одиночеством». («Сто лет одиночества»). Но есть ряд афоризмов, которые приписывают писателю, но на самом деле ни в одном его произведении они не встречаются. Один из них – «Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было» - как нельзя лучше отражает мое состояние после известия о смерти писателя.
Умер Габриэль Гарсиа Маркес… Какое счастье, что он у нас был!