В Оренбурге открыли одну из самых необычных выставок – она состоит всего из семи картин. Семи картин, дополненных многочисленными эскизами, позволяющих восстановить все этапы создания итоговых полотен. Картины кисти известного оренбургского художника Николая Ерышева были переданы в дар музею изобразительных искусств его родными – не менее 200 полотен, что является рекордом для Оренбуржья.
От эскиза к результату
Николай Ерышев никогда не представлял на суд зрителей незаконченные картины. А потому многие работы, которые вошли в экспозицию выставки в музее современного искусства M`ART зрители увидели впервые. Причём не только конечный результат, но и отдельные эскизы каждого полотна. Главной задумкой стало не только открыть оренбуржцам неизвестного Ерышева, но и показать этапы создания каждой картины.

«В классической композиции, как и в шахматах, огромное, неисчерпаемое количество невероятных вариантов <…> Главное в композиции – создать ситуацию», - писал Ерышев о своих работах. Эти тезисы отчётливо иллюстрируются его эскизами – порой конечный результат, то есть готовая картина, сильно отличалась от изначальных задумок. К примеру, на полотне «Митинг в деревне» Ерышев кардинально поменял центрального героя, что так же в корне изменило и общий её настрой, придав ему большую динамику и «полётность».

«Человек и земля» стали центральной темой работ Николая Ерышева, работающего в жанре соцреализма. За картину «На своей земле» он получил премию Всесоюзной выставки молодых художников. Эскизы к картине также были представлены на открытии экспозиции в Оренбурге.
Оренбургские искусствоведы отмечают – Николай Ерышев обладал ярким и непредсказуемым характером, но при этом умел находить общий язык со всеми, несмотря на то, что неоднократно впоследствии подвергался критике со стороны оренбургских художников.
«Он умел лавировать, неизменно оставаясь в фаворе у властей и в то же время продолжая бороться за свою позицию, за то, как он видел. Ерышев не был абстракционистом, хоть и являлся в какой-то степени экспериментатором. Не философствовал о высоких материях, считал, что художник всегда работает на заказ, при этом его критиковали за поддержание левых художников», - поясняет преподаватель кафедры истории Отечества ОГУ, автор ТГ-канала «Оренбургское искусство» Мария Петрищева.
Основоположник и монументалист
Искусствоведы называют Ерышева крайне требовательным и щепетильным творцом. Он никогда не ждал, когда «снизойдёт муза», считая, что вдохновение приходит исключительно во время работы. Его работы получили признание не только в СССР и России – картины Николая Ерышева хранятся в галереях и частных коллекциях за рубежом. Именно он, приехавший в Оренбург по приглашению первого директора музея изобразительных искусств Сергея Варламова, стал одним из основоположников современного оренбургского искусства. Что интересно, одна из самых больших его работ, изображающая штаб революции, была создана не где-нибудь, а в здании городского совета.

«Эта монументальная работа стала его благодарностью за подаренную ему квартиру. Ему как художнику полагалась собственная жилплощадь, но он никогда не обвивал пороги чиновников, выпрашивая себе подобные «милости».

Однако в определённый момент своей жизни он предложил оренбургским властям сделку: подарить городу собственную работу взамен на квартиру. Эта роспись на стене зала заседания, была исключительным произведением искусства, требующим огромного запаса сил, в том числе и творческих, учитывающим архитектуру здания. К сожалению, сейчас доступ к ней закрыт, и специалисты пытаются узнать её судьбу», – рассказывает искусствовед Лидия Медведева.
К слову, в минкульте региона всерьёз задумались о присвоении колледжу искусств имени Николая Ерышева, что станет ещё одним признанием его заслуг перед историей Оренбургского края.