Примерное время чтения: 4 минуты
2182

Монах и бес. Возлюби врага своего

Корреспондент «АиФ в Оренбурге» побывал на специальном показе кинофильма «Монах и бес» Николая Досталя и убедился, что о Добре и Зле можно говорить смешно и в тоже время трогательно.  

Возмутитель церковного покоя

XIX век. В провинциальный монастырь чуть ли не вваливается странный незнакомец. Иван Семена сын дымиться. И ведет себя странно: то тих и застенчив, но нагл и «поговорками сыпет, как горохом». А еще частенько и чудеса творит:  целебный колодец от тины за час очистит, громадную неведомую рыбу из местной речушки выловит, царю рессору починит заморскую. И не понятно  святой он али кто. В общем, нарушил Иван спокойную, размеренную жизнь церковной обители.

Точнее не он, а бес Легион, который с ранних лет живет с главным героем в одном теле. Всё нечистая сила пытается искусить Ивана, от веры увести, сделать для народа из него «святого», а самого использовать в своих бесовских целях. Хоть силы и не равны, насельник не сдается, и только спрашивает у небес, для чего ему такие испытания посланы. На грани отчаяния готов Иван душу отдать Легиону и в ноги ему поклониться, только бы увидеть Храм Бога Господня в Иерусалиме.  Но пути Господни неисповедимы.

И казалось бы просто ответить на школьный вопрос: «Что хотел сказать автор?». Но режиссер Николай Досталь и сценарист Юрий Арабов  в своей фантастической истории показывают не только победу Добра над Злом, но и горько смеются над вечными русскими проблемами, рассказывают о неидеальном церковном мире без тени богохульства и говорят ненавязчиво о необходимости любить друг друга. Неслучайно отношения главных  героев Тимофея Трибунцева и Георгия Фетисова больше напоминают дружбу, чем вражду. Если бы не человечное отношение к бесу, не стать бы Ивану настоящим святым и не совершить свое главное чудо – обратить беса в Добро.

Всемирное покаяние

 «Выдающийся врач, теолог, философ, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер хорошо сказал: «Опыт мой пессимистичен, но вера моя оптимистична». Поэтому в нашем фильме побеждает добро. И побеждает оно с помощью любви! Мы не так часто об этом говорим, а надо бы. Это полезно для внутреннего состояния человека. Чтобы в каждом из нас жил всё-таки не воин, сжимающий кулаки, выходя за порог своего дома, а человек, который любит мир, любит окружающих людей, любит свою Родину, крылечко дома...», -пояснил в одном из интервью режиссер.

Николай Николаевич рассказал важную идею фильма, которая помогает рассматривать трагикомедию не только в религиозном ключе.

«К сожалению, понятие «покаяние», само это слово в России сегодня оказалось напрочь забыто. За что это мы вдруг будем каяться, когда мы самые лучшие, самые сильные, самые богатые и вообще самые-самые-самые! …Но это чувство покаяния — оно важно и необходимо не только для человека верующего, оно для всех важно. Рабская психология, увы, свойственна большинству людей независимо от их национальности. И выдавливать её, кстати, можно и нужно — с помощью покаяния в том числе. Покаяние — это как бы отрезвление... Это когда ты начинаешь более трезво смотреть на свою жизнь, на своё прошлое, на своё настоящее».

Фильм многогранен, со множеством смысловых слоев, и каждый может толковать его по своему разумению.  Легион рассказывает Ивану главный секрет Зла – Тайну Беззакония: «Не любите, да не любимы будете». Пожалуй, все предельно ясно.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах