Аргументы и Факты
oren.aif.ru
16+
Оренбург
Аргументы и Факты
oren.aif.ru
16+
Оренбург
Примерное время чтения: 7 минут
90

Кто вы, культурный кот? Как создают искусство из «трэша» и мемов

Художница Екатерина Жадина (слева)
Художница Екатерина Жадина (слева) музей современного искусства М'АРТ

У отца-основателя мирового телевидения Владимира Зворыкина, оказывается, есть связь с Оренбургом. И выразилась она в его потомках. А точнее, в Екатерине Жадиной, самобытной художнице из Ташлы. Надо сказать, что и работы её во многом кинематографичны и представляют собой законченные «истории», как целые мини-фильмы. Сама художница нередко именует свои работы комиксами. Кто-то узнает в её героях известных персонажей из кино, сказок, Интернета и повседневности, и увидит, как они получили в её интерпретации новое прочтение.

«Метод пробок и ошиб»

Вы всё прочли правильно – это не опечатка. Это намеренный каламбур, выбранный Екатериной Жадиной для её выставки в Оренбурге. Одна из работ на этой выставке как раз одноимённа всей экспозиции. На полотне герои, выполненные в забавной мультипликационной технике, волокут на коромыслах ведра, полные тех самых «пробок» и «ошиб».

Фото: музей современного искусства М'АРТ

«Это название было придумано очень давно. Всё это время оно хранилось про запас, ждало своего часа. «Пристроить» его к какой-либо работе не получалось. И вот время его пришло. Это небольшой текст, и мы все его буквы» - загадочно говорит художница.

С ярких полотен на зрителя смотрят герои истории – немного странные, немного гротескные, но при этом одинаково милые и притягательные, возвращающие в детство, помнящее задорную и запоминающуюся советскую анимацию. Их сюжет всегда ироничен, но ирония эта добрая, вызывающая улыбку. Как говорит сама художница, основой любой её работы является «культурно-исторический треш, мемы, чушь и околесица».  К примеру, пушкинский кот с Лукоморья причудливо смешался с избитым канцеляризмом – так на свет появился «Культурный кот».

Фото: музей современного искусства М'АРТ

 

Первые свои работы Екатерина Жадина стала создавать более 20 лет назад.

«Первой работой можно считать роспись печи у меня дома в Ташле. Тут и концепция - констелляция древних мифов о нашей жизни в деревне, древо познания и древо жизни растут, цветут и плодоносят одновременно, и цветовое, и композиционное решения удачно совпали. А вообще я автор отчасти литературный» - рассказывает Екатерина.

Позже стали появляться и другие работы. «Выставочной площадкой» тогда служили стены её дома. Поворотным событием для неё стало знакомство с директором московской галереи Александром Шаровым, который оценил талант художницы и предложил ей показать свои работы в Москве. А в 2014 году состоялась выставка в Оренбурге, получившая наименование «Синяя коза». Зрители по достоинству оценили чувство юмора Жадиной и приятную прямолинейность её работ.

«Синюю козу придумала Лидия Сергеевна Медведева. Это её непреклонное кураторство. Я не вполне ещё отошла от своего сетевого космополитизма, старалась писать и красить так, чтобы любому китайцу было понятно» - объясняет художница.

Объяснять  сложное простыми методами – её главный принцип. Возможно, этому способствовало и то, что Екатерина много лет работала учителем в школе. По образованию она – ботаник, фактически продолжатель династии, посвятившей себя естественным наукам. Однако с самого детства Екатерина, отличавшаяся нестандартным взглядом на мир, тянулась к искусству. Вопреки мнению, что художники ради карьерного роста уезжают в столицы, Жадина делает всё наоборот.

«Жизнь в Ташле – это вброшенность в мир по Мартину Хайдеггеру. С ней не поспоришь» - объясняет художница свой выбор. Иными словами, она предпочитает не гнаться и не бежать за иллюзорными надеждами, а принимать окружающий мир как данность.

Ведра от «Габбана»

Открытие выставки Екатерины Жадиной в Оренбурге стало одним из самых знаковых событий недели. Вечером в музее современного искусства М'АРТ творился настоящий аншлаг – коридоры и залы были полны желающих увидеть художницу своими глазами. Практически к каждой её работе выстраивалась очередь. Особенную любовь публики завоевал соломенный крокодил и «дизайнерские» сумки с логотипами всемирно известных брендов, изготовленные… из сплющенных ржавых садовых ведер.

Фото: музей современного искусства М'АРТ

«Открою секрет, крокодил – это работа моей дочери режиссёра и мультипликатора Сони Кендель, она подарила мне авторство, она же кисточкой написала логотипы на вёдрах, - рассказывает Екатерина. И шутливо добавляет, - плющить ведра могу научить любого. Положить между двух досок и попрыгать сверху».

Кроме «сумок» немалый интерес публики вызвала колода карт таро, созданная при помощи нейросетей и «перерисованная» художницей по её собственному сценарию. Каждая из карт получила собственное прочтение.

«Гадание на картах завораживало меня с детства. Раскладываю как сама себе психолог, без эзотерики и мистики. Психология - это наука. Что ты сам себе внушил – то и будет» - рассказывает Екатерина.

Фото: музей современного искусства М'АРТ

Что интересно, среди карт нет ни одной с отрицательным значением. Даже аркан «Смерть», который нередко заставляет содрогаться впечатлительных пользователей. В её колоде он звучит так же оптимистично, как и все остальные её произведения: «Смерть старого – это начало чего-то нового». И это верно.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах