77

Крестик, мережка, гладь. Как рукоделие становится выставочными экспонатами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 2. АиФ в Оренбуржье 13/01/2021
Вышивка живёт в нашем быту много столетий.
Вышивка живёт в нашем быту много столетий. © / Евгения Чернова / АиФ

Вышитые послания

Необычная выставка открылась в Оренбурге еще в декабре, она полностью посвящена вышивке и тому, ка этот приём украшения самых обычных домашних вещей использовали раньше и сегодня.

Традиционную новогоднюю и рождественскую выставку организовал заслуженный работник культуры России, искусствовед, доцент кафедры дизайна ОГУ Геннадий Найданов. Почему выбор пал именно на этот вид рукоделия?

«Вполне обычным считается делить творчество на высокое искусство и прикладное, - делится Геннадий Александрович. –Но для меня нет такого подхода, любое искусство я считаю достойным выставки и изучения, достойным того, чтобы на него по-другому посмотрели люди. Вышивка – это для обывателей рукоделие, но если посмотреть, к примеру, на картины, вышитые шёлком, то это уже полноценная живопись».

Стежки и строчки которые складываются не только в цветы и орнаменты, они могли быть полноценными «письмами» и посланиями.

«Искусству вышивки много сотен лет, - продолжает Геннадий Найданов. – Его можно встретить на любом континенте, люди везде пытались украшать одежду и быт, и вышивка долгое время была одним из самых доступных методов. Особенно если брать в расчёт, что вышивали не только цветными нитками, в ход шёл шёлк, бисер, стеклярус и даже драгоценные камни и золото».

Особое значение вышитым вещам придавали в славянской культуре. Это было не просто украшение, а способ общения между людьми и природой. «Славяне первоначально  использовали в вышивке только три цвета – нитки красного и чёрного цвета на белом полотне,- рассказывает Геннадий Александрович. – Красный – цвет жизни, чёрный – потустороннего мира, белый – это земля, разделяющая их. Вышивали символы солнца и плодородия, использовали их как обереги.

Особое значение вышитым вещам придавали в славянской культуре, это было не просто украшение, а способ общения между людьми и природой.
Особое значение вышитым вещам придавали в славянской культуре, это было не просто украшение, а способ общения между людьми и природой. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

Такие элементы встречаются на полотенцах и рубахах. Гораздо позже на вышитых вещах можно увидеть отдельные буквы или целые слова. Так стежки и строчки превратились в способ общения».

Это сегодня парень может свободно подойти к понравившейся девушки и завязать с ней разговор, а наши предки вели себя совсем иначе. Молодые люди не могли свободно выказывать свои чувства друг к другу до свадьбы, не имели права даже держаться за руки.

«Вот тогда на помощь приходил вышитый платок, - делится Геннадий Найданов. – Девушки вкладывали все своё мастерство в украшение платков. Во время гуляний и хороводов за один конец платка держалась девица, а второй – молодец. Так происходило общение. Свою симпатию девушки показывали тем, что дарили свои платочки парням. Парни, в свою очередь, хвалились друг перед другом «урожаем» собранных вышитых платков: чем больше их у молодца, тем он популярнее. Интересно, что чаще всего по стилю и рисунку вышивки можно было догадаться, кто автор платочка. Хвалиться своими победами в открытую тоже было неприлично, потому парни могли как бы невзначай достать из кармана платок и утереть лицо, показав таким образом, какой «трофей» у него есть».

Позже платки и полотенца стали использовать для передачи послания. На выставке можно увидеть такие экспонаты. Целые фразы с пожеланием здоровья или просьбой ответить на чувства, на некоторых только первые буквы и слоги по образу того, как наносили надписи на иконы.

Позже платки и полотенца стали использовать для передачи послания.
Позже платки и полотенца стали использовать для передачи послания. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

Адресаты понимали, что именно им пытаются донести через такие «записки», вероятно, отвечали таким же способом.

Восточный шик

Но главное предназначение вышивки – украшение предметов быта. Скатерти, полотенца и целые ковры: всё это обретало новый вид при использовании самых разных техник. Одна из самых дорогих – вышивка шёлком. Материал не из дешёвых, да и мастерства особого требует.

«Шёлковые нити особенно блестят и ровно ложатся, - говорит Геннадий Найданов. – Они были доступны только состоятельным людям, а от мастериц требовался особенный талант, чтобы нитки не путались и не портились. Дороже была только вышивка золотом. Ею занимались только избранные. В России до сих пор живет ремесло золотого шитья в Торжке. Там оно зарождалось, там и продолжает развиваться. Вышивка нитками из настоящего золота и серебра сегодня подкреплена сертификатами качества и товарными знаками».

. В России до сих пор живет ремесло золотого шитья в Торжке.
. В России до сих пор живет ремесло золотого шитья в Торжке. Фото: АиФ

На выставке представлено сразу три ковра, выполненных в самых разных техниках. Один из них – немецкий второй половины XIX века, ещё один – с востока, где точно знают толк в коврах.

На выставке представлено сразу три ковра, выполненных в самых разных техниках.
На выставке представлено сразу три ковра, выполненных в самых разных техниках. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

Один из особенно ценных экспонатов, имеющих отношение к бухарской культуре – халат, который из Оренбурга в Германию увезла семья антифашиста Александра Шмореля. Этот халат больше похож на шубу Деда Мороза – длинный, тяжелый, расшитый шёлком и отороченный пушниной.

«А как иначе? – поясняет Геннадий Александрович. – В оренбургских домах начала прошлого века без такого халата попросту не прожить. Температура в комнатах зимой не поднималась выше 17 градусов, согласитесь, довольно прохладно. Так что такие халаты по-настоящему выручали в холода».

На востоке вышивка также была повсюду. Женские и мужские тюбетейка, халаты, ковры, украшения для женщин из бисера – всё это было в семьях как богатых, так и простолюдинов.

На востоке вышивка также была повсюду.
На востоке вышивка также была повсюду. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

Каждый находил возможность вышивать из того, на что хватало денег.

Кружевная марка

На выставке узнаёшь удивительный факт – вышивка была уделом не только женщин, хотя именно они в большей части посвящали себя рукоделию.

«В оренбургском кадетском корпусе мальчики в обязательном порядке обучались рисованию, музыке и вышиванию, - рассказывает Геннадий Найданов. – Мне удалось найти фотографии курсантов за мольбертами, но вот фото за вышивкой пока не попадалось, но очень хотелось бы, чтобы оно было в коллекции. Искусство шитья потом пригождалось будущим военным: подшить воротнички, пришить погоны – в армии нет женщин, которые сделают это за тебя».

Но самыми умелыми вышивальщицами Оренбургской губернии слыли монахини Успенского женского монастыря. Они развивали и использовали так называемое «белое шитьё» - используя только белые нитки. «На белой ткани сначала формировали особую сетку, просто выдергивая нитки из полотна, - рассказывает Геннадий Найданов. – Затем эту сетку заполняли рисунком. В такой технике вышивали столовое и постельное белье».

В технике белого шитья вышивали столовое и постельное белье.
В технике белого шитья вышивали столовое и постельное белье. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

Ещё один вид такого шитья – крестецкая строчка. Названа по городку Крестец в Новгородской области. Это техника белой строчки, также сначала формируется сетка-мережка, а потом она заполняется рисунком, но края изделия могли обрезать по рисунку, дополняя вышивку особыми уступами.

Крестецкая строчка названа по городку Крестец в Новгородской области.
Крестецкая строчка названа по городку Крестец в Новгородской области. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

Жемчужиной выставки являются головные уборы русских женщин, которые носили на севере России. Это реконструкции, но выполнены по старинной технологии. Шитье выполнено жемчугом и перламутром, бисером и стеклярусом, золотым и серебряным шнуром. «Они массивны и детально украшены, но это головные уборы обычных селянок небогатого сословия, - говорит Геннадий Александрович. – Да, их носили только по особым случаям, но украшать себя женщины любили во все времена.

Жемчужиной выставки являются, головные уборы русских женщин которые носили на севере России.
Жемчужиной выставки являются головные уборы русских женщин, которые носили на севере России. Фото: АиФ/ Евгения Чернова                             

На выставке также можно познакомиться с вышивкой лентами. В основном это работы художницы Людмилы Махневой, которая в совершенстве овладела этой сложной техникой. Специально к выставке была выполнена серия новогодних ёлочных шаров и поздравительных открыток.

Специально к выставке в технике вышивки лентами была выполнена серия новогодних ёлочных шаров и поздравительных открыток.
Специально к выставке в технике вышивки лентами была выполнена серия новогодних ёлочных шаров и поздравительных открыток. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

Среди экспонатов есть и вышитые открытки и даже почтовые марки. «Первую подобную марку выпустили в Австрии в 2000 году. В 2004 году выпустили марку в Италии в Милане. Её выполнили на специальной основе, которая выдерживает почтовые штампы и сохраняет саму марку для коллекций».

Среди экспонатов есть и вышитые открытки и даже почтовые марки.
Среди экспонатов есть и вышитые открытки и даже почтовые марки. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

Здесь же представлены мячи, вышитые в японской технике темари, а также детское платье послевоенного времени, вышитое скромными синими цветами. В витринах - кружевные воротники XIX века из коллекции областного музея изобразительных искусств и ещё много чего можно увидеть на выставке «Я узоры вышивала и иголочку сломала», в областной галерее пухового платка на улице Володарского, 13 до 17 января.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах